Мир или капитуляция?
Авигдор Эскин
В апреле 1988 года
арабские погромщики в Кафр Бидии, близ Шхема, напали на группу мирно гулявших
по округе жителей Элон Море. Пятнадцатилетняя Тирца Порат была забита насмерть
камнями, а двадцативосьмилетний Ромем Эльдуби был тяжело ранен в голову, в
результате чего остался калекой на всю жизнь. Несколько политиков правого толка
призвали тогда правительство выселить за пределы страны жителей арабской
деревни, учинивших побоище.
Угроза трансфера погромщиков
побудила Йоси Сарида, Яира Цабана и Амоса Оза выступить с эмоциональным и
драматичным заявлением в защиту жителей деревни. Наши миролюбы пригрозили, что
лягут на асфальт и даже прибегнут к силовым методам, дабы ни один житель Кафр
Бидии не был подвергнут трансферу. Излишне напоминать, что никто из стращавших насилием
не был предан суду за подстрекательство.
Несколько месяцев
спустя комиссия Кнессета при участи Ликуда и Тхии, а затем Верховный суд постановили,
что движение раввина Меира Кахане "Ках" не может принимать участия в
выборах, ибо ратует за выселение арабов, а это расизм. Идея насильственного трансфера
зачислена с тех пор в разряд запретного и политически некорректного в Израиле.
Странно, но
высокоморальная позиция власти предана в эти дни забытью, когда на повестку дня
было поставлено соглашение с Сирией, предусматривающее насильственную
депортацию ради мира двадцати тысяч еврейских жителей Голанских высот. В 1982
году правительство Бегина изгнало из домов еврейских жителей Ямита, а затем
бульдозерами разрушило город под руководством министра обороны Ариэля Шарона.
"Блажени изгнанные мира ради…" Правда, масштабы тогда были другие,
ибо немногие из двух с половиной тысяч еврейских жителей отказались от
компенсаций и боролись за свои жилища до конца.
Сегодня министр
финансов Авраам Шохат занимается сметой расходов на предполагаемую депортацию
двадцати тысяч евреев, ибо Сирия требует этого. Речь идет не о погромщиках и не
о врагах страны, а о лучших людях Израиля, освоивших новые земли и живших идеей
возрождения еврейского государства. На Голанах они родили детей и внуков, а теперь
им уготована судьба беженцев.
О сопротивлении
запланированному трансферу не идет и речи. Благовест "Седьмого
канала" поселенцев Адир Зик заявил уже, что борьба за сохранение поселений
на Голанах будет вестись только в рамках закона, а ежели кто осмелится
выступить с предложением о более активных действиях, то будет немедленно объявлен
провокатором ШАБАКа, наподобие Авишая Равива, "даже если смутьян таковым
не является". Поселенческий официоз и "правая" оппозиция даже и
не помышляют об угрозах в стиле Сарида, Цабана и Оза. Демонстрации и
молительные обращения к правительству будут деликатными, мягкими и политически
корректными, чтобы не давать власти дразнить их экстремистами и цареубийцами.
Вопиющее отсутствие
симметрии отличает Израиль от обычной западной демократии. Одна и та же идея
оценивается по-разному, когда прилагается к разным группам населения. Когда
раввин Кахане выступал с идеей заплатить арабам за имущество и выселить их, его
почти единогласно признали расистом и фашистом. Но вот власть идет на сговор с
Асадом о капитуляции с Голанских высот и намеревается ликвидировать все
еврейские селения. Почему-то в данном случае никто и не помышляет вешать ярлыки
на инициаторов изгнания евреев. Их величают миролюбами и дальновидными
государственными деятелями. Рабин за свою политику миротворства даже удостоился
Нобелевской премии.
Можно попрекать до
одурения задервенелых носителей идеи мира и светского демократического
государства, но прока не будет. Не только идеи Торы и библейских пророков
отторгнуты верхушкой страны и ее прессой, но и голос разума и логики не пробьется
сквозь мистический заслон безбожной религии мироедов. Зазубренные мантры о мире
и равенстве западают в сознание людей только применительно к правам
"палестинцев", а к евреям особую мерку применяют.
Однако уместно
задаться следующим вопросом: коли мир даруют нам власть держащие, то зачем же
сносить дома и изгонять людей? Кажется, речь идет о передаче Голанских высот
при полной их демилитаризации, и даже международное присутствие там обещают.
Большой ученый и светоч миротворства Рабин говаривал, что "глубина
отступления зависит от глубины внедрения мира". Глубокая мысль авторитета
наших красно-зеленых переводится на нормальный язык как гарантия подлинного и
прочного мира с Сирией взамен на передачу под контроль Асада Голанских высот.
Незадолго до смерти Рабин обещал американцам, что передаст все завоеванные в
1967 году территории Сирии. Видимо, гарантии мира были уже тогда полноценными и
удовлетворяющими.
В эти дни нам
обещают сближение с Сирией, и даже возможность дешево отобедать в ресторанах
Дамаска. Средний израильский обыватель небезразличен к соблазнам желудка и уже
тешит себя мирным слюноистеканием. Но раз мир нам сулят с шашлыками, то зачем
депортировать еврейских жителей Голанских высот? Живут же там друзы сегодня, и
будут жить далее, не зависимо от того, кто правит.
На первый взгляд,
данная попытка поразмыслить о сути грядущих соглашений выглядит демагогично.
Ведь кто захочет жить под сирийским контролем? Людям хорошо известны изуверства
режима Асада, жестоко преследовавшего своих евреев и каравшего беспощадно любых
инакомыслящих.
Но тут в самый раз
задаться вопросом, что за мир нам уготован с Асадом, если возможность проживания
евреев при новой власти даже не рассматривается. Всем ясно изначально, что о
сохранении еврейского присутствия не может идти и речи даже в
демилитаризованной зоне, даже при наличии международных гарантий и заморских
миротворцев. Выходит, сирийцам доверять опасно даже в условиях "глубокого продвижения".
Кто-то возразит, что евреи не захотят сами оставаться на Голанах после передачи
их Сирии. Однако никто их об этом не спрашивает. Возможно, кто-то бы и захотел
сохранить свой дом. Только почему-то им сразу заявляют, что они обречены на
насильственное изгнание.
Чем больше думаешь о
происходящем, тем более странным кажется выбор в пользу Арафата и Асада. Выселение
арабов в соседнюю страну ради сохранения еврейского государства – это фашизм и
расизм низшего пошиба. А депортация евреев – гуманный акт во имя мира.
Надо быть слепцом, чтобы
не узреть абсурда происходящего в свете обязательной ликвидации еврейского
присутствия на Голанах. Прочный и истинный мир, несомненно, позволили бы всем
евреям остаться на Голанах. Поэтому ошибочно называем мы сговор с Асадом мирным
соглашением. Это не мир. Это – капитуляция.