Кто боится рава Лайтмана?
Седьмой канал снял с эфира еженедельную беседу по Каббале
рава Михаэля Лайтмана. Все попытки дознания у эфир держащих не привели к
открытому разговору. Все они признают, что количество слушавших эту передачу
было выше обычного, но кто-то был недоволен содержанием.
Стоит заметить, что Седьмой канал находился до недавнего
времени сам под угрозой закрытия. Он вещает с корабля в Средиземном море и
неугоден верхушке Израиля своей мягкой религиозной и правой ориентацией.
Удивительно, но именно жертвы клеветы, слухов и политических интриг закрывают
свою самую популярную передачу в результате нажима политиканов от религии.
Русские передачи Седьмого канала резко отличаются от
израильской патоки этой радиостанции в духе ретро. Тут позывные прямо слизаны с
"Европы плюс", а ведущая силится потягаться с московской Надей. Но
некоторый плюрализм сохранять им удавалось вплоть до карантина на рава
Лайтмана.
Чем же прогневал этот добрый и мудрый человек хозяев
Седьмого канала? Сразу отметим: политики крамольной там не было и попрания
чести Рабина в эфире за равом Лайтманом не замечено. Так с чего же хозяева
радиостанции повели себя по отношению к ближнему именно нелюбимым им методом
затыкания ртов? Сами они любят жаловаться, что им пытаются заткнуть рот.
Ходят слухи о выявленной каким-то мужем в черном халате
"некошерности" одной из передач. С трудом верится, что Седьмой канал
заботится об ортодоксальном соответствии религиозным нормам своих передач на
русском языке. Там такое можно услышать, что любой муж в черном сразу же
побелел бы.
Рейтинг уроков рава Лайтмана был особо высок. Отсюда
отпадает и версия экономической нецелесообразности. Ведь пользуются же книги
рава Лайтмана огромной популярностью не только в Израиле, но и в США и в
России. Тысячи людей общаются с его центром по электронной почте.
Выходит, его просто боятся. О чем просит золотую рыбку
алчный хозяин с худой коровой? О том, чтобы померла корова соседа. Такова
логика тоталитарного политиканства.
За несколько лет раву Лайтману удалось создать общину из
восьмидесяти семей, преимущественно выходцев из СНГ. При полном отсутствии
помощи извне эти люди содержат центр на десятину от своих месячных доходов.
Обычно религиозные организации платят ученикам стипендии, а здесь все наоборот.
В четыре часа утра в узком сарае Бней-Брака набивается до
ста человек. После трехчасовых занятий и молитвы все идут работать, а вечером
снова урок. Так изо дня в день. Никто еще не создал в Израиле такую общину.
Еще в советскую бытность мы хорошо знали, что власть
запрещает именно то, что несет крупицы правды. Слово имеет подлинную силу, если
его пытаются заглушить. Похоже, что начавшаяся кампания клеветы против рава
Лайтмана диктуется страхом перед правдой, а иначе, зачем бы доносы и кривотолки?
Иначе вступили бы в открытую дискуссию.
Выплеснувшийся на поверхность конфликт вынуждает
призадуматься о внутренней сути иудаизма сегодня. Сразу подчеркну, что сам
отправил сына в хедер, а дочерей – в Бейт-Яаков. Чего и желаю всем читателям.
На фоне всего остального в израильской системе образования это – наименьшее
зло.
Только порой хочется большего, чем наименьшее зло. Трудно
закрыть глаза на очевидную одеревенелость всех существующих религиозных
структур. Национально-религиозное движение на глазах испускает дух, не разрешив
конфликта между верностью Торе и лояльностью государству. Но и в стане
аутентичных носителей веры далеко не все ладно.
Традиционалисты могут гордиться немалыми успехами за два
последних десятилетия. Впервые за множество лет количество приходящих к религии
превысило число перебежчиков в секулярный лагерь. Религиозная система
воспитания продолжает оставаться единственной закваской еврейской культуры в
современном мире. Светский Израиль – это бездуховность и американизация. Выходцы
из России чувствуют это более явственно, чем другие, ведь для них культура и
духовные поиски были ключевыми жизненными факторами. Поэтому появление рава
Лайтмана именно в нашей среде едва ли можно считать простой случайностью.
Несомненно, успех традиционалистов сохранить в светском
Израиле изучение Торы и положить конец оттоку людей из их среды оставляет
открытым вопрос: как случилось, что количество религиозных людей растет, а
страна в целом американизируется и самоуничтожается. Можно указывать на внешние
признаки замкнутости религиозных и их зацикленности на самосохранении, но
нельзя не коснуться и более глубинных причин. Признавая их позитивную роль и
желая им дальнейшего укрепления, мы вынуждены искать ответ на поставленный
вопрос в недостатках их системы. Била бы в их среде ключом животворящая сила,
то прильнул бы к ней в поисках пассионарности весь Израиль. А это касается
духовной и пророческой стороны религиозного бытия, которую изрядно поубавили
годы изгнания.
Именно возрождением духовной стороны еврейского учения и
занимается рав Лайтман, переняв эстафету у легендарной династии Ашлагов. Он
учит людей тому, что есть для каждого из них исход из Египта и получение Торы.
На его уроках люди начинают реально осязать всеми фибрами своих душ, что за
этими великими историческими событиями сокрыт глубинный эзотерический смысл,
затрагивающий каждого из нас. Соблюдая все религиозные предписания, его ученики
находят в них внутренний смысл, а не ограничиваются механическим принятием
заповедей. Избранным дано обнаружить в себе орган для шестого чувства. Разве
одному Гумилеву было позволительно мечтать об этом?
К сожалению, в массовом сознании каббала превратилась в
магию или в бутылочки с маслом перед выборами. Мелкие кудесники и шарлатаны,
уступающие во всем своим индийским коллегам, рядятся в каббалистов и
ясновидящих. Похоже, что никогда еще не было великое эзотерическое учение
Израиля в таком загоне, как сегодня. А ведь именно через его призму оживают во
всей грандиозности громады Талмуда и дивные сказания Библии. Благодаря каббале
можно узреть в них реальный путь к Творцу.
Правдивый и облаченный в любовь причастного анализ
происходящего в религиозном мире укажет, что больше всего ему недостает света
каббалы. Отсюда и десятки лучших студентов "литовских" ешив, втайне
изучающих Зоар и книги Ари. Только пока их слишком мало, чтобы повлиять на
происходящее в целом.
В нашей борьбе за физическое выживание растет потребность в
новом свете в наши сосуды для восприятия духовного. Лишь слепцы не увидят
сегодня необходимости в открытии заброшенных доселе пластов в самом нашем
учении. Старых методов духовного самосохранения может оказаться недостаточно в
нашу эпоху.
Это чувствуют и понимают уже многие. Только находятся люди,
привыкшие чего-то бояться. Больше всего им свойственно страшиться правды.
Сегодня рав Лайтман несет ее для индивидуумов, а вдруг завтра кто-то возвестит
о ней в масштабах жизни всего народа!
Одно только им неведомо: чем больше будут запрещать и
клеветать, тем скорее обретет каббала свое долгожданное место в среде
возрождающегося Израиля.