Раздумья в день скорби
Авигдор Эскин
О чем будем думать мы в день поста
Девятого ава? Горестные мысли собьются воедино исподволь, неся всю ношу тягот
каждой семьи. Издревле объявлен был этот день аввой еврейских страданий. Тут и
изгнание с еврейскими погромами, тут и разрушение Храма с инквизицией, тут и
мартирология каждого рода.
В этот день размышляют о Катастрофе и
оплакивают погибших, глядят на попранный доселе Иерусалим и глотают слезы. В
синагогах звучат тихие и заунывные песнопения - все скорбные и гнетущие. Очень
важно в этот день не вовлечься в суетное, и чтобы наше собственное лихо влилось
в океан всеобщего траура.
Зачем? Ради осознания смысла, постигшего
каждого, ибо в отрыве кажется оно непостижимо неизбежным, а в общности
приобретает новый смысл.
Вы будете думать Девятого ава о
родственниках, зарытых живьем в украинскую или белорусскую землю? Помяните их
непременно, только не забудьте прикрепить память о них ко всей великой скорби
этого дня. А тут и другие безвинно убиенные во все времена, во всех концах
света.
Так приносим мы память о них в
недостроенный доселе Храм. Там возлагаем мы мысленно наших убиенных на алтарь и
ждем руки ангела, отстраняющего нож и заменяющего человека агнцем. Пусть тогда
посетит нас мысль о том, что жертвой мог стать каждый из нас. Родись мы
пораньше, то и нам бы быть в Бабьем яру и на Соловках, в Треблинке и на Колыме.
А затем и впрок задуматься, для чего же была дана нам эта жизнь? Зачем мы здесь
сегодня, и ради чего привел именно нас Творец семейными первопроходцами на
Землю Обетованную?
Вслед за неизбывным трауром наступает
черед раздумий о нынешнем дне. Но унесемся мысленно в Храм - символ гармонии,
единства и грандиозной мистерии духа при использовании звука, цвета, запаха и
формы. Говорят, что каждому человеку дано создать внутри себя подобное
пристанище для света и гармонии. Только Храм имел особую вселенскую единящую
силу. Ощутив происходившее в его стенах, человек быстро осознавал, ради чего он
пришел на свет. Поэтому, утеряв святилище, лишились мы близости к реальному
духовному действу, сделавшему некогда кочевое племя наших предков великим
народом Израиля. Тут и прямой ответ на вопрос, ради чего все это наше
сотворено? Ради осязания в себе духа через постижение Творца и наделение Высшим
смыслом каждого деяния.
Но мы думаем Девятого ава о множестве
жертв у подножия нашего маленького храма. Будто выбрались мы из братской могилы
и добрели до Земли Святой. Но и тут стенания духа, неустройство и полное
несоответствие между мечтой и реальностью.
Нам никогда не понять, за что были
умерщвлены все они. Но Девятого ава стоит задуматься, ради чего мы несем в себе
боль жертв и знание об их кошмарах? Множество ответов осенит нас, а меня
сегодня посетил один ангел-разъяснитель.
Перед выходом в астрал Храма человек
приносил жертву Творцу. Только приношение свое он сжигал, отдавал священникам
или поедал сам, а к Создателю приближал себя. Это был символ отторжения грубого
эгоизма ради постижения Высшего. В Храме это было явственно и выпукло. Позже об
этом говорили каббалисты.
Так мысли о страшных жертвах прошлого
взывают к нам пойти на добровольную жертву, только не кошмарную и
душераздирающую, а на осмысленную и возносящую. Ведь в поисках удовлетворения
немедленных нужд упускали мы в жизни главное. Мы даже не думаем о ее смысле, изложенном
в Торе и объясненном каббалистами, а только мечемся от мелких потерь к мелким
приобретениям.
Так и наша чужесть нашему же Израилю.
Пожертвуй чем-то ради него и обретешь новый Израиль. Затем посети какой-нибудь
старый мошав на севере. Стареющий еврейский землепашец с благостью в глазах
расскажет про Войну за Независимость. Он воевал и в Шестидневную. Он гнал
сирийцев с Голанских высот.
А где-то в Меа-Шеарим ветхий старик из
Литвы помнит еще те ешиботы и помнит Понары и Румбулу. Приехал в Израиль, родил
десятерых и дал им имена тех жертв. Сейчас склоняется над Торой и лишь изредка
тяжело вздыхает. Они отдали все, но обрели еще больше. И это - наш Израиль.
С этим новым чувством провожаем Девятое
ава. Лучше добровольная жертва ради Высшего, нежели жертва вынужденная. В этом
суть происходящего. Выйди за рамки собственной мелочности, ощути духовное, а
тут и мир весь изменит окраску. Велики ангелы мыслей, посещающие нас Девятого
ава. Недаром в будущем день этот превратится в праздник.