Демократическое кривдолюбие
Авигдор Эскин
Закон о возвращении
– краеугольный камень еврейского Израиля. Сам факт, что любой еврей, где бы он
ни родился, может автоматически стать гражданином страны, придает по сей день особую
окраску Израилю. Сперва поглядишь – единственная западная демократия на Ближнем
Востоке. А на поверку выясняешь, как тяжело уживается задекларированный принцип
либерального безличия с национальной начинкой. Как осознаешь, что внешние
признаки американской демократии силятся у нас применить в условиях
противостояния с пассионарно религиозным арабским фундаментализмом, то либеральное
безличие обретает все признаки двуличия.
С момента создания
государства пытались начальники тешить себя возможностью баланса между его
еврейской и демократической направленностью. Только бездушие позволяло доселе
многим верить в возможность мирного сосуществование этих двух векторов. Ведь
современное демократическое устройство требует абсолютного равноправия граждан,
независимо от их происхождения и вероисповедания, а национальное государство
начинается с узаконенной дискриминации в пользу определенной группы.
Обычно вылезает наше
двуличие при обсуждении подхода к арабской проблеме. Последние дни страсти уже
кипят вокруг русских.
Все началось с того,
что депутат Кнессета Шмуэль Альперт предложил упразднить предоставление
гражданства иммигрантам – потомкам евреев во втором поколении. Законотворец
вступил в словесный бой с оппонентами и объявил всех нееврейских переселенцев
из СНГ "пятой колонной" и сообщил, что среди них есть множество
шпионов.
На днях в
Бейт-Шемеше состоялась демонстрация движения ШАС против открытия в городе
магазинов, торгующих свининой. Кроме прочего, ораторы обвинили нееврейских
переселенцев в распространении проституции и болезней. Среди развернутых транспарантов
красовалась надпись "Русские – вон!"
В общей струе
обсуждение изменения закона о возвращении министр абсорбции Юли Тамир
предложила распространить его и на ближайших родственников арабских граждан. Ей
вторит депутат Кнессета Йоси Кац, великодушно согласившийся принять сотню тысяч
беженцев в арабских селениях внутри Израиля.
Русофобам и
свиноненавистникам ответила известная журналистка Виктория Мунблит. Справедливо
возмущенная грубыми нападками на русскоязычных израильтян в целом, она
неожиданно встала на славянофильскую позицию. Выходит, что нееврейский поток
беженцев – самый большой подарок Израилю, так как приезжают нормальные и
культурные люди, которые "хотят хорошо жить и делать и делать бабки".
Так выглядит палитра
раздора, толкающего нас в пропасть. Будто сговорились все преумножить ненависть
на радость арабам, жаждущим вкусить нашего мяса.
Я бы сам
присоединился к демонстрантам из ШАС в Бейт-Шемеше против продажи свинины в их
городе. По сей день мне невдомек, почему не могут люди отказаться от этого вида
мяса, когда магазины полны замороженными кусками трупов животных и птиц других
сортов. Воспитанный человек не должен оскорблять религиозных чувств соседей,
особенно если они – старожилы, а он – новоприбывший. А главное: в еврейском
государстве есть место многовековой традиции. Нарушая основополагающие законы
еврейского домостроя, мы выбиваем у себя самих почву из-под ног.
Однако смуглые мужи
в черном из ШАС использовали народное сборище для расистского подстрекательства
самого низкого пошиба. Желание прекратить приток в Израиль граждан СНГ, не имеющих
к нашему народу ни малейшего отношения – разумно и оправдано. Закрыть магазины
свинолюбов, оскорбляющие чувства жителей города – требование справедливое.
Однако от речей,
обращенных к площадной черни, в которых русских обвиняют в распространении
болезней, попахивает черносотенным духом лжи и ненависти. Когда справедливые
требования перерастают в плакаты "Русские – вон!", то голос добра и
разума замолкает, а наружу вылезает все гнилое и срамное.
Стоит напомнить, что
политика завоза в Израиль иммигрантов без разбора, была выработана в конце
восьмидесятых годов, когда министром внутренних дел был Арье Дери, министром
абсорбции – Ицхак Перец. Оба они представляли лютующую ныне партию ШАС.
К той же категории площадного
угара можно отнести и заявление Альперта о шпионах и пятой колонне. Седовласый законотворец
просто лгал. В Израиле действительно было поймано немало советских и российских
шпионов. Были среди них израильтяне, евреи из Европы и СССР, а вот русских
среди них не было! Так превратил Альперт обсуждение жизненно необходимой
поправки к иммиграционной политике страны в грубый навет.
На фоне этого
словесного поноса статья Виктории Мунблит выигрывает серьезностью подхода и
стилевой выдержанностью. Только выходит из нее, что счастье наше заложено в
отказе от еврейской сущности государства.
Справедливости ради
следует заметить, что борьбу за свиноточки и кампанию за свинство во всех его
видах ведут не русские переселенцы, а представители еврейских красно-зеленых с
еврейскими депутатами от русскоязычных фракций. Мы имеем полное право
ограничить иммиграцию в страну представителей других народов, но чем мы лучше
антисемитов, если бездумно клевещем на них?
Противопоставить разумным
доводам Мунблит можно лишь подлинное стремленье создать на Земле Израиля общество,
живущее в соответствии с еврейскими духовными ценностями. Дискриминация оправдана
лишь тогда, когда определенная группа хочет претворить в жизнь определенные
идеалы, отличающие ее от остальных. Покуда демократия остается нашей Первой
заповедью, нам нечего противопоставить Мунблит и ее единомышленникам, мечтающим
о нормальном потребительском обществе.
Символично, что на
фоне словесных помоев и узаконенного бескультурья вылезает требование протащить
арабов к нам в дом через тот же закон о возвращении. Одни строят доводы на лжи
и ненависти, другие тешат себя идиллией "нормальности" в сумасшедшем
доме, а арабы с Юли Тамир и Йоси Кацем видят, как близится их час.
Размывание еврейского
фундамента страны волной переселенцев – иноверцев давно пора было прекратить. Но
не они заразили нас красно-зеленой чумой и не на них надо пенять. Сперва мы
сами должны ответить ясно на несколько вопросов. Ради чего нам нужно еврейское
государство? Какие еврейские ценности и идеалы должны лежать в его основе? Готовы
ли мы превознести иудаизм превыше демократии? Какую толику еврейства можем мы
принести в жертву демократии? Или наоборот?
Пока что мы сами не
знаем, кто мы и зачем причисляем себя к древнему и гонимому народу Торы. Даже
наши мужи в черном от политики ведут себя не как евреи, а –
демократы-популисты. Ведь демократия терпит любую ложь, отрицая единую правду.
А иудаизм не уживется с кривизной никогда.
Вот и выходит, что каждый из нас должен будет сделать
нелегкий выбор. Хотим еврейское государство – будем вынуждены поступиться
демократией. Оправдание этому не в силе меча, а в силе духа. Как осознаем, что
назначение Израиля в создании мировой базы для приближения человека к Творцу,
то все сразу станет на свои места. Откажемся от своего истинного призвания –
тогда даже на среднеевропейскую демократию силенок не хватит.