День Иерусалима
Авигдор Эскин
День Независимости
Израиля был отмечен необычным образом в мае 1967 года в иерусалимской ешиве
"Мерказ харав". Посередине веселья вдруг встал духовный пастырь
скопившихся в зале последователей религиозного сионизма – рав Цви-Иегуда Кук –
сын легендарного первого Главного раввина Израиля Араама-Ицхака Кука.
Седовласый раввин потряс собравшихся истошным криком души: "Где наша
Храмовая Гора? Где Шхем, где Хеврон? Неужто забыли мы их?" Три недели
спустя Армия обороны Израиля освободила Восточный Иерусалим, Иудею, Самарию и
Синайский полуостров. Генерал Мордехай Гур вошел тогда в историю простым и
прониковенным словом: "Храмовая Гора – в наших руках".
Последователи рава
Цви-Иегуды Кука часто вспоминают потрясшую их сцену во время празднования Дня
Независимости Израиля и придают словам своего духовного поводыря провидческую
значимость. Даже непричастные к миру религиозных радетелей Неделимого Израиля
сотрясаются от силы вдохновенья этого человека. Шестидневная война стала для
многих материализацией мечты всех бескомпромиссных ясновидцев, живших в каждом
поколении, о воссоздании былого величия Иудеи и Иерусалима.
Вскоре после
освобождения Храмовой Горы в 1967 году на нее взошел облаченный в талит поэт
–провидец Ури-Цви Гринберг. Его окружили израильские солдаты и запретили
молиться там, объяснив, что это место святое для мусульман. Неуступчивого поэта
спровадили вниз – к Стене Плача. В тот день он предрек, что Синай, Иудея,
Самария да и сам Иерусалим – все будет передано арабам. Свой остаток дней
Ури-Цви Гринберг провел в горьком предчувствии грядущего отступления.
Рав Иегуда-Цви Кук и
Ури-Цви Гринберг. Два духовных подвижника и два провидца. Одному дано было
услышать поступь солдат, спасающих страну от арабского иго, а другой прдсказал
разрушения и раздробление об скалу собственного малодушия.
Празднуемый в эти
дни праздник воссоединения Иерусалима пробуждает мысли о грядущем сценарии,
замутненном нашей собственной неопределенностию в выборе между двумя путями
существования. Готовность пожертвовать сердцем страны ради мира видится одним
неизбежным злом, а другие твердят о Катастрофе.
Еврейский каледарь
полон дней, привязанных к истории Иерусалима. Есть у нас три поста, в которых
упоминаются осада города, пдение стены и само разрушение Храма. День Иерусалима
принес веселье и ликованье благодаря победе в войне. Вплоть до недавнего
времени гордились мы и радовались доблести Израиля на поле брани. Говорили о
восставшей из пепла дщери сионской, слагали песни про войну.
Есть немало
израильтян, убежденных сегодня в необходимости и неизбежности продолжения
отступления ради мира. Только почему всех охватывает чувство продавленности и
удрученности, будто после чтения стихов Ури-Цви Гринберга о грядущих бедах?
Даже самые ражие миролюбы не скрывают страхов и опасений, а радости и
проздничности в их вершениях вовсе не видать. Скорее, усталость и
безысходность.
В нашем гражданском
календаре не найдем ни одной праздничной даты в память об отступлении Бегина с
Синайского полуострова, а от соглашений в Осло остался лишь день траура по
Рабину. Вот так странно выходит, что Война за Независимость и Шестидневная
война превратились в праздник, а мир оборачивается трауром. Стоит
призадуматься, почему мы радуеся победам в войнах и скорбим вследствие мирного
процесса? Неужто война нам милее мира?
Двадцать два года
назад в Москву приехал справлять с нами пасхальный седер религиозный профессор
из Иерусалима, проникнувший в СССР благодаря американскому паспорту. "Мы
читаем в Москве "в будущем году – в Иерусалиме!" – но какой смысл в
этой молитве, если вы живете в Иерусалиме?" – спросил я тогда гостя. Он
призадумался и ответил: "Мы молимся о том, чтобы и в будущем году могли мы
справлять пасхальный седер в Иерусалиме".
Тогда мне показались
его слова странными. Но в этот День Иерусалима ловлю себя на мысли о том, что
сам прошу Творца об этом же. Чтобы и в будущем году удостоились мы
отпраздновать День Иерусалима в Иерусалиме.