Отчуждение
Авигдор Эскин
"Мы живем, под
собою не чуя страны". И лишь наиболее чуткие среди нас способны узреть,
что перед нами другой Израиль и совсем другие евреи.
Когда-то нас единили войны за выживание страны вместе с
идеей обновления еврейского бытия на своей земле. Когда-то нас спаивала борьба
за советских евреев и память о Катастрофе. И хоть разнились мы по множеству
признаков, нас не покидало чувство любви к "нашей стране". В нас не
увядало стремление быть единым народом. Недаром в те времена израильская
символика отдавала чем-то русским, ибо русская культура и отличается единительной
силой впитывающей губки по отношению ко множеству субкультур.
Израиль был совсем другим четверть века назад, а посему и
наша алия стремилась к максимальному слиянию с окружающими. Родители жаждали
сразу говорить с детьми на иврите и петь им еврейские колыбельные. Картина
вживания в Израиль в семидесятых едва ли была идилличной, но даже самые
непосильные тяготы внутреннего переустройства отступали перед желанием единиться.
Отсюда и отсутствие самой идеи русской партии в те времена.
Но даже в 1981 году набрал Кузнецов лишь пять тысяч голосов, когда тщился
пробиться в Кнессет при помощи "русских" избирателей.
Мне возразят, что алия семидесятых отличалась от нынешней,
да и количество прибывших за последние десять лет несравнимо больше. Второй
довод несет чисто цифровую нагрузку и будет сразу отметен пропорциональным несоответствием
популярности "русской идеи" тогда и сегодня. Что же касается отличия
двух волн репатриации по уровню еврейского сознания, то оно неоспоримо, но
нынче наблюдаем мы отчуждение и русификацию и среди прибывших в семидесятых. Процент
голосовавших в их кругу за Либермана и Щаранского намного превышает процент
уверовавших в Кузнецова восемнадцать лет назад.
Это явление широко известно и обсуждаемо, но понять его
едва ли возможно в отрыве от грандиозного успеха этнической партии Шас. Выходцы
из восточных стран подавали голос в пользу общинной обособленности и в
семидесятых. Их вживание в израильский быт было несопоставимо тяжелее нашего. Но
даже в годы подлинных тягот и унижений лишь немногие из них предпочитали этноцентризм
слиянию, а теперь их партия почти догнала Ликуд – много лет после приезда в
Израиль.
Более того, отдаление от общеизраильских идеалов
обнаруживается во всех слоях общества. Так партию Томи Лапида можно справедливо
считать ашкеназской либеральной. Поиски корней в языковой культуре отцов и
дедов наблюдаются повсеместно.
Можно смело сказать, что архитекторы Осло не это имели в
виду, когда поставили мир выше Иерусалима. Однако именно с момента полного
отказа от военной пассионарности начинается энтропия израильского опыта. Ради
чего воевать и ради чего вообще жить в создавшейся общности? Если религия не
обязывает, а угроза не вынуждает и память о катастрофе притупляется, то все
общеизраильское начинает испаряться. Уроженцы страны могут объявить израильской
музыку афро-американцев, сменившую еврейско-русские напевы. Образцом мужской
воли может стать Дана Интернейшенал, а эталоном женственности – Яэль Даян.
Но тут оказываются за бортом все противники бесцветности и
бескультурья. Появляется стремление наполнить жизнь хоть некой ностальгией,
ведь песнями о мире душа сыта не будет. На этой почве и возникает этноцентризм,
дробящий некогда израильское общество.
Отсюда рукой подать до южноафриканского решения еврейской проблемы в Палестине. Израильтяне оказываются уже сегодня в меньшинстве по отношению к арабской, русской и восточной общинами. Арафатовское государство плавно охватит всю в прошлом британскую Палестину, временно исключая Иорданию. Израильтяне примут это, если Америка будет гарантом их безопасности. Даже правые Израильтяне говорят, что земли не надо отдавать только из-за безопасности. Арабы уже поумнели и убедились, что дай израильтянам бестеррорное спокойствие, они и государство свое подарят взамен.
Все это начинается с заложенного в Осло фундамента
отчуждения. Там не просто договорились об отдаче земель. Там похоронили сионистскую
мечту. Кто противостоит сегодня в Израиле этой идее мирного увядания? Никто.
Видимо Осло в переводе на иврит – это дробление, отрешение и отчуждение.