Снова в отказе
Авигдор Эскин
Отныне я причислен к
веренице невъздных в США. Череда знакомых-отказников впечатляет множеством
человеческих достоинств отвергнутых. Обычно это русскоязычные люди, не
хитрившие и не ловчившие при заполнении документов на въезд в США. Любая шероховатость
– верный отказ. Коротко и сухо консул-робот вправе воспрепятствовать вашей
встрече с друзьями и родными. Он представляет интересы той самой державы,
которая в годы холодной войны действенно помогала еврейским отказникам в СССР.
Получить отказ в
американском консульстве – это полбеды. Куда хуже добраться до Нью-Йорка, а там
обнаружить, что въезд в США тебе запрещен. Ночь в кандалах, пропали деньги за
билет.
Так случилось со
мной пятого июня сего года. Визу в США я получил впервые еще в 1981 году, а с
тех пор посещал эту страну достаточно регулярно. Только в нынешнем году въезжал
в Америку дважды. На третий раз меня ждал сюрприз. "Пройдите, пожалуйста,
в комнату А", - сухо обратился ко мне пограничник при проверке моего
паспорта в аэропорту Кеннеди.
Высылка бывает
рутинной и скучной. Мне же довелось ощутить на себе все аспекты антисемитизма с
американским акцентом. Красношеий лысеющий офицер ирландского происхождения
Хеннебери насмехался и издевался безустально. После полутора часов ожидания он
объявил мне о том, что в Америку въезд мне закрыт. Хеннебери сообщил мне об
этом таким образом: "Что же вы будете кушать здесь? У нас ведь нет
кошерного питания, а следующий рейс вашей компании обратно в Израиль через
сутки…"
Вопреки всем инструкциям,
Хенебери так и не объяснил мне, на каких основаниях меня объявили невъездным.
Судя по его вопросам, предлогом для отмены моей визы было уголовное дело в
Израиле против меня. Стоит заметить, что уже после начала репрессий против меня
в Израиле я въезжал в США беспрепятственно несколько раз. Американцы хорошо
знали о моем нашумевшем деле, которое два с половиной года назад мусолили все
СМИ мира. На этот раз кто-то не просто пришел к властям США с доносом, но,
несомненно, обратился с просьбой не впускать меня более. В Нью-Йорке вышла в
свет моя книга. Моих выступлений ждали также в Лос-Анжелесе, Сан-Франциско,
Чикаго, Бостоне и Филадельфии.
"У нас своих
преступников достаточно. А как с кошерной пищей", - ерничал Хеннебери.
"Ай, ай, ай! Такой уважаемый и такой кошерный человек, а будет сидеть у
нас прикованным".
Добро пожаловать в
США! Вас сажают на деревянную скамейку без спинки, а одну из ног пристегивают
наручниками к железной цепи, протянутой внизу. Темнокожий полицейский и слушать
не хочет, когда объяснишь ему, что не надо так сильно затягивать, что это
больно: "Я сорок лет уже занимаюсь этим делом. Не учите меня жить!"
Утром пересадили на
скамейку со спинкой рядом с Олегом из Рязани. Его заподозрили в намерении
работать без разрешения на то. Русская речь явно раздражала американских
стражей закона. Рядом с нами сидели индусы, колумбийцы и темнокожие. К этим
относились доброжелательно и снисходительно. А вот стоило мне потребовать утром
прочитать молитву в талите и в тефиллин, как с разных сторон зашипели:
"Этот русский из Израиля хочет молиться". После долгих препинаний
право на молитву было мне великодушно предоставлено. Негр отстегнул мою ногу
костлявыми руками и заметил со знанием дела: "У нас, в Америке, уважают
религию".
Подавляющее
большинство работников иммиграционной службы в "Кеннеди" – это негры
и латиноамериканцы. Отсюда и царящая атмосфера страны третьего мира, совсем
непохожей на Америку восьмидесятых. Не знать, что это аэропорт Нью-Йорка, можно
бы за Африку принять. В Европе и в России ноги наручниками пристегивают только
когда перевозят опасных преступников. В Израиле Кобзону не понравилась грязная
камера в аэропорту Бен-Гуриона, где его незаконно держали несколько часов. Но в
Израиле давали одеяла, матрас на нарах. Трудно поверить, что именно в Америке, наставляющей
и поучающей остальных, с людьми обращаются столь бесчеловечно.
Сумею ли въехать
когда-нибудь в США снова? Это зависит от силы протеста моих американских
друзей. Пока же обращаться за визой бессмысленно. Отказ, въезд, выезд, свобода
– это понятия относительные, строго подчиняющиеся политике. Пока американцам
это было выгодно, то "статус беженцев" из СССР, преследовавшихся
властями, получали бывшие преподаватели марксизма, работники прокуратуры,
сотрудники АПН. А вот еврейские беженцы во время Катастрофы были невъездными.
Был бы я арабским
террористом, ратующим за "мирный процесс" уничтожения Израиля, путь в
Америку был бы мне открыт. Куда хуже быть патриотом Израиля и не стыдиться
русского акцента. Для американцев я был тем негром из анекдота, читавшем
еврейскую газету. Только я был русским с книгой на еврейском языке по каббале.
Мое безрадостное
пребывание в аэропорту Кеннеди может стать последней главой в моих американских
вояжах. Теперь решать будут все бывшие соотечественники в США. Ведь это им
пытаются запретить слушать меня. Кто-то пытается указать им, как думать
правильно, а как политически некорректно. Впрок будет задуматься: мог ли кто-то
предполагать, что в свободной Америке мы будем говорить на языке "ввести
цензуру", "запретить въезд"? Борьба будет не за право Авигдора
Эскина посещать США, а за право русскоязычных американцев формировать свое
мировоззрение самостоятельно, без вмешательства со стороны "старшего
брата".