Барак творит историю
Авигдор Эскин
Чем бы ни
закончились переговоры в Кемп-Дэвиде, Арафат сможет справедливо заявить об
историческом прорыве. Впервые за пятьдесят два года существования еврейского
государства правительство Израиля признало проблему палестинских беженцев,
согласилось на их возвращение в Яффо, Лод, Хайфу и Ашкелон, а также выразило
готовность поучаствовать в выплате репараций. Следует оговориться, что пока
речь идет только о семидесяти тысячах арабских репатриантов, но – "пришла
беда – растворяй ворота".
Срыв переговоров
будет означать лишь их временную отсрочку. Можно представить себе, что Барак
или Арафат выпросят у Клинтона отсрочки ради разборки со своей паствой. Более
того, любое окончательное соглашение не будет окончательным. Помимо всех
вопросов, которые останутся на дорассмотрение после создания
"Палестины", динамика массового наплыва беженцев в арафатовскую
вотчину и их регулярное проникновение в малый Израиль, породят новые проблемы.
Глашатай Барака в
Вашингтоне, министр абсорбции Юли Тамир еще в воскресенье заявила о готовности
Израиля признать "Палестину" даже в случае срыва переговоров. Опыт
прошлого учит, что Бейлин, Тамир и Кац всегда идут впереди Барака, закидывая в
прессу его идеи для опробования, которые сам он пока не решается выразить
вслух. Сам факт признания "Палестины" новшеством не назовешь. Рабин и
Нетаньягу вели к воцарению Арафата в роли президента независимого государства.
Разница лишь в том, что перед нашими глазами происходит воплощение в жизнь дела
Рабина в исполнении Эхуда Барака.
Историческим и поворотным
же является не признание "Палестины" и даже не готовность отдать ей
под стольный град части Иерусалима, а приятие резолюции ООН номер 194 о
возвращении беженцев. Доселе упорное отрицание права палестинцев на репатриацию
в малый Израиль было основой политики всех предшественников Барака. Отныне одна
из святейших заповедей израильского государственного обустройства безвозвратно
попрана. Если можно принять семьдесят тысяч репатриантов-палестинцев, то почему
не согласиться в будущем на сто семьдесят или на семьсот тысяч? Нарушив сам
принцип отстаивания права еврейского государства на существование, мы
отправляем наш поезд в Освенцим медленным ходом.
Когда-то наши лидеры
отказывались признать само существование "палестинского народа". Были
арабы, пытавшиеся уничтожить Израиль в 1948 году. Это их агрессия привела к
военным действиям, повлекшим за собой бегство сотен тысяч радетелей сброса
евреев в море. Более того, в то же время более восьмисот тысяч евреев бежали из
арабских стран. Мы были квиты.
"Палестинский
народ? Я не слышала о таком", - говорила Гольда Меир. Иронией судьбы,
палестинцев признал Менахем Бегин, подписавшийся в том же Кемп-Дэвиде на их
право на автономию в 1978 году. Ицхак Шамир не шел вопреки содеянному его
предшественниками, но настаивал на том, что представлять интересы палестинцев
должна не ООП, а их местные представители. Так было в Мадриде в 1990 году.
Ицхак Рабин признал
Арафата, ООП и заложил фундамент "государства Палестина". Соглашения
в Осло произвели революцию в сознании израильтян. Освященное прежде неприятие
бандформирований Арафата сменилось смиренным приятием его Чечни в спину и в
бок. Обреченность и неизбежность пришли не сразу, а утвердились именно за годы
правления Нетаньягу. Он вселил в людей такую безысходность, что Бараку просто
ничего не оставалось, как победить на выборах и двинуться в сторону
исторических вершений. Это ему удалось.
Признав резолюцию
ООН 194, мы признаем правоту врага. Впуская даже семь тысяч беженцев в Израиль,
мы подписываемся под собственным смертным приговором. Выходит, арабский
журналист Дауд Куттаб был прав в своей программной статье, вышедшей в свет на
прошлой неделе в Восточном Иерусалиме. Он интерпретирует резолюцию 194 как
обязательство Израиля решить вопрос беженцев. Не без иронии он пишет:
"Евреи хорошо поймут нас, ведь они говорят о своем праве на возвращение
после двух тысяч лет, а мы возвращаемся после пятидесяти лет".
Признание
ответственности за бегство арабов в 1948 году равнозначно самоубийственному
отрицанию собственного права на существование. Ежели Война за независимость и
образование государства были несправедливыми акциями империалистической
агрессии, то не осталось уже ничего святого. Все дозволено, все продаваемо, все
уступаемо. Уступаемо и место премьер-министра государства со столицей в
Тель-Авиве. Если дела пойдут так дальше, то Арафат займет этот пост. При
условии, что здоровье его не подведет.