Жизнь под палестинским флагом
Авигдор Эскин
Недавно председатель
комитета поселений Гуш Эцион Шауль Гольдштейн открыто признал, что ему известно
о конкретных планах правительства Барака передать в скором времени палестинской
автономии большую часть окружных земель. О ликвидации еврейских сел пока речи
не идет в открытых заявлениях. Однако Шауль Гольдштейн и его коллеги хорошо
понимают суть мирного процесса для евреев района Гуш Эцион: насильственная
депортация или жизнь под палестинским флагом. Динамика и география мирного
процесса не позволяет сохранить на карте нового Ближнего Востока очаги
еврейского присутствия в Иудее под израильской юрисдикцией.
Поселения Гуш Эцион
расположены на юго-востоке от Иерусалима. Основной костяк, включающий
многотысячные Алон Швут, Эфрат, Кфар Эцион и Даниэль, находится пока вне угрозы
перехода под крышу арафатовских бандформирований. Эти поселения представляют
собой эталон умеренной национально-религиозной публики с университетским
уклоном.
Угроза в эти дни
нависла над отдаленными от других поселений Текоа, Нокдим, Кфар Эльдад и Маале
Амос. Эти селения немногочисленны и прилегают с восточной стороны к
территориям, уже отданным Арафату в период правления Рабина, Переса и Биби. Две
тысячи пятьсот обитателей этих, некогда обласканных правительством, оазисов
еврейского присутствия в Иудее живут надеждой на чудо. Вернее, еще недавно
правительство намеревалось проложить к ним дорогу, прямо соединяющую эти
полселения с суверенным Израилем. А теперь их избранный управляющий Шауль Гольдштейн
открыть говорит о том, что никакой дороги не будет.
Оказавшиеся в беде
поселения на восточном отсеке представляют собой интересную смесь очень
религиозных с вовсе светскими иже новоприбывшими из множества стран. Русское
влияние ощутимо и осязаемо. Все они относятся к менее обустроенным и защищенным
слоям общества, а отсюда и пущий страх за будущее.
На недавних
собраниях в Текоа были слышны речи на иврите с тяжелым иностранным акцентом.
Люди рассказывали о своем пути в еврейское государство. Они не просто нашли в
себе силы сняться с насиженных мест и прибыть на Ближний Восток, но и сразу
пошли жить в самые горячие точки. А сегодня эти освоители целины задаются
страшным вопросом: стоило ли ехать в Израиль, чтобы оказаться под контролем
палестинской автономии?
Поселения в Гуш
Эцион начали возводиться сразу после Шестидневной войны 1967 года. Тогда еще
была жива память о героической борьбе за жизнь еврейских жителей этих поселений
в 1948 году, во время Войны за независимость. Иорданские легионеры вместе с
палестинскими боевиками сумели тогда отрезать еврейских поселенцев от путей сообщения
с Иерусалимом. В результате страшных боев арабы убили большую часть защитников
Гуш Эциона, а оставшихся в живых увели в плен. Когда поселения воздвигались
заново правительством Голды Меир, то никому на ум не могло придти, что тридцать
лет спустя эти восстроенные памятники героизму еврейских жителей Иудеи будут
переданы без боя тому самому врагу, который расстреливал, мучил и насиловал.
Стоит оговориться, что немалую искренность проявил Рабин, когда еще в 1976 году
открыто заявил о своей готовности посещать Гуш Эцион с визой для въезда в
иностранное государство. Четверть века назад его осудили и освистали соратники
по партии.
Казавшееся еще
десять лет назад кошмарным сном правых параноиков становится былью. Вот и
Менахем Фруман – раввин поселения Текоа, открыто выступает с речами за мир и
сосуществование ценой устранения израильского суверенитета. "Есть
первоочередные и жизненные вопросы, которые куда важнее, чем израильский
суверенитет". Фруман согласен жить под палестинскими флагами, ежели его
оставят в покое и не погонят силой из выстроенной за годы пребывания на посту
казенного раввина виллы.
Не все жители Текоа
и окрестностей относятся к послушникам раввина Фрумана. Порой даже прихожане в
Текоа не прочь его пожурить. Но и они, похоже, согласны с ним: если
безопасность и покой будут гарантированы, то почему бы не согласиться жить под
палестинским флагами? Некоторые жалуются, протестуют и ропщут. Иные цинично
отмахиваются от обсуждения будущего и уходят в себя. Но никто не хочет плыть
против течения.
Неискушенный
читатель спросит: чего хотим мы от жителей Тель-Авива, коли раввин из Текоа
готов поступиться израильским суверенитетом? Каверзный вопрос, болезненный и
едкий. В эти дни на него ответа не дашь.