Плывущие против течения
Авигдор Эскин
"Мне так хочется заглянуть тебе через плечо, когда ты пишешь мне", - из письма Марии фон Вайдмайер Дитриху Бонхуферу. Она – восемнадцатилетняя невеста из элитарной немецкой семьи, пишущая своему жениху в тюрьму. Он – тридцатишестилетний пастор, участник заговора против Гитлера, ожидающий смерти в застенках гестапо. Более пятидесяти лет прошло, и только сейчас вышла в свет переписка легендарного священника и его возлюбленной. История знала не много таких поэм любви, перед которыми отступают Данте и Беатриче, Кьеркегор и Регина Ольсен.
Молодой теолог
восстал против режима Гитлера. Задолго до своего ареста он произнес вещие
слова: "Когда они пришли за евреями, я молчал, ибо не был евреем. Я
молчал, когда они пришли за членами профсоюзов, ведь я в них никогда не
состоял. А когда они пришли за мной, то было уже поздно".
Если была в то время
другая Германия, то совестью ее был Дитрих Бонхуфер. "Тот, кто не возносит
голос против преследования евреев, не достоин произносить молитвенные
куплеты", - проповедовал священник-диссидент.
Гестапо еще в 1937
году закрыло его семинарию. Два года спустя Бонхуфер гостил в Нью-Йорке, но
решил вернуться домой и бороться. Все его последующие поездки за границу служат
единственной цели: подготовке покушения на Гитлера. Согласитесь, что это была
непростая роль для протестантского священника. Гитлер был избран большинством
народа.
Дитрих Бонхуфер
полагал, что расстрел фюрера – дело необходимое и благородное. Он знал, что
большая часть соотечественников осудит его как подлого убийцу. Он не сомневался
в том, что бездумная масса будет оплакивать Гитлера со свечами в руках и
призовет в помощь всех ангелов гуманизма и демократии, чтобы от их имени
заклеймить позором убийцу-негодяя.
Молодой теолог бесстрашно
продолжал проповедовать добро и готовиться к решающим минутам в жизни – к
избавлению Германии от канцлера-плебея, возомнившего себя богом. Бонхуфер
взывал к совести своих сограждан, предупреждая их, что бессилие и безразличие
равны соучастию в преступлениях Гитлера.
В 1942 году Бонхуфер
познакомился с восемнадцатилетней Марией фон Вайдмайер. Ее мать обусловила
согласие на женитьбу годом полной разлуки между Дитрихом и Марией. Бонхуфер
принял это условие, а в начале 1943 года был арестован гестапо и помещен в
одиночку. Интересно, что власти нацистской Германии видели в полной изоляции
молодого священника от окружающего мира необходимую меру пресечения. Позже
Мария скажет, что власти просто боялись чистоты и духовной силы ее жениха, поэтому
они пытались препятствовать любым его контактам с людьми.
Узнав об аресте
возлюбленного, Мария открыто объявляет о помолвке с ним. Реакция окружения была
предсказуема: люди отворачивались от нее, как от прокаженной, ведь она объявила
себя суженой человека, планировавшего покушение на любимого отца нации.
Редкие встречи с
Дитрихом в присутствии представителя гестапо могли бы послужить сценарием для
лучшего фильма Бергмана. Мария пишет Дитриху: "В сущности, мы могли бы
просто сидеть в тишине. В словах есть много недосказанного. В твоих письмах я
тоже ищу не слова, а стоящую за ними музыку". Если вам когда-то
приходилось переписываться с узником, чьи письма подлежат цензуре, вы сможете
понять Марию. Дитрих писал ей о том, что связь с ним принесет ей боль и
страдания. Мария стояла на своем: "Не сожалей о тех страданиях, которые
приходится нести мне ради тебя. Я вижу в них связующее звено между нами и
чувствую тебя через них. Поэтому они тоже дороги мне".
В июле 1944 года
заканчивается провалом попытка ликвидировать Гитлера. Брат и два шурина
Бонхуфера арестованы. Связь с Дитрихом прерывается. Позже Мария узнает о том,
что Дитриха перевели в Бухенвальд, а 16 апреля 1945 года расстреляли по личному
распоряжению Гитлера.
Вся оставшаяся жизнь
Марии прошла под знаком памяти о суженом. В ноябре 1977 года, когда ей было
всего пятьдесят четыре года, сраженная раковым заболеванием Мария боролась со
смертью из последних сил. "Где моя свадебная фата?" – спросила она
вслух и ушла из жизни.
Эта история уносит
нас в иной мир, которому чужды цинизм, массовая культура и демагогия. Переписка
Дитриха и Марии – одно из самых высоких проявлений европейского благородства в
годы войны. Знаю, кто-то махнет рукой и скажет, что это капля в море, а немцы
как нация повинны в геноциде евреев и нет им прощения навеки. Возможно, они и
правы. Хоть я лично никому не позволю вытравить из нашей памяти Дитриха Бонхуфера
и Марию фон Вайдмайер. В сущности, мы обвиняем немцев в пассивном согласии с
властью. Ведь лишь ничтожный их процент был вовлечен в непосредственное уничтожение
евреев. Остальные молчали, соглашаясь или ропща, но "на площадь не вышли в
назначенный час".
Так и мы сегодня
пассивно позволяем врагам рвать на куски Израиль. Нет, я не пытаюсь искать параллели.
Любые сравнения с нацистской Германией глупы и кощунственны в данном контексте.
Однако что может быть более необходимо погрязшей в равнодушии и
самоубийственном материализме нации, чем учиться у Бонхуфера! Где наши
проповедники, бичующие пассивность и безразличие? Где вестники бескомпромиссной
правды, человеколюбия и самопожертвования?
В ожидании их стоит
еще раз перечитать переписку Дитриха Бонхуфера с его невестой.