Выдержки из работы р. Моше Цуриэля Антология Виленского Гаона . Все 974 поколения, о которых говорится в трактате Хагига (14), происходят из мира хаоса. Они и есть души Эрев рав - Великого смешения, которые Всевышний внедряет в каждое поколение в лице отменных наглостью гордецов. Наши мудрецы говорили, что в этот период, когда шаги Мессии будут слышны, горделивая наглость умножится , а представители Великого смешения станут пастырями Израиля .Так написано в первой главе Сафра дицниута . Ты должен знать, что существует пять видов Великого смешения. Первый вид - спорщики и клеветники. Второй вид - склонные к разврату и гедонизму.Третий вид - обманщики, претендующие на правоту, но в глубине души они не верят в это сами.Четвертый вид - ищущие почести для себя, желающие сделать себе имя .Пятый тип сребролюбы.Спорщики-демагоги вобрали свойства остальных; они называется Амалеком, и сын Давидов не придет до тех пор, пока не будут устранены они из мира. О них сказано тимхе ет зехер Амалек Вы должны стереть память об Амалеке - Адерет Элиагу, комментарий на Исход 1:1 (325), его слова основываются на Зоаре (1:25 27 3:125). Смотри также комментарий Гаона на Тикуней Зоар 97 стр 86 91 Причиной греха первочеловека Адама было присутствие в нем душ Великого смешения. Все ошибки Моисея (Моше рабейну) были результатом воздействия Великого смешения. Одно из свойств эрев рав попытка поучать и наставлять, когда сами еще не достигли духовной ступени, позволяющей им делать это. (См. Ор яхель на Зоар 1:28, начиная со слов УМоше бегинену. От Великого смешения и споры не ради выяснения Высшей истины. Эти норовят выскочить в пастыри, и все горделиво: Давайте имя себе сделаем . Эта тема освещается в Тикуней Зоар стр.91. Вот что пишет об этом Маймонид в Законах изучения Торы 5:4, Мишне Тора: Есть обретшие знания, но не достигшие духовного уровня, необходимого для преподавания другим, а силятся поучать. Эти грубые и горделивые грешники Невеликие умом, далекие от подлинных постижений в Торе, они стараются произвести впечатление на простолюдинов и на своих сограждан, усаживаясь перед мудрецами Израиля, собирающимися для обсуждения насущных проблем и обучения. Это спорщики, рушащие мир и устраняющие свет Торы, пакостя в винограднике Творца Духов. Про них говорил Соломон: маленькие лисицы, уничтожающие виноградники . Само изгнание, разрушение Храма и все горести наши есть результат принятия Моисеем (Моше Рабейну) Великого смешения. Все наглые и злые люди поколения происходят от них. Это их души (переселившиеся в них души) Об этом говорится в Гмаре: Эти из эрев рав (Гаон на Тикуней Зоар 97, а также комментарий Рабби Ицхака Хотнера Пахад Ицхак, Песах, стр 246 247 ). Из Амалека были некоторые лидеры Израиля во время изгнания. Они действовали силой и грабили евреев. Они - из поколения Потопа и все их зло было вобрано Великим смешением, и когда Моше принял их (Зоар 1: 27б), то души ихбыли перемешаны с душами Израиля и это - Четвертое изгнание Это опустившиеся люди, гоняющиеся за фривольными женщинами и за соблазнами этого мира . Это те души, которым претит добро и милосердие по отношению к мудрецам Торы; они насмешничают над учеными людьми (Тикуней Зоар стр. 194). Все изгнание наше, разрушение Храма и горести - это следствие принятия Моше Рабейну эрев рав. Все нахальные и злые люди поколения - из них, из их душ, это их инкарнация (Тикуней Зоар стр 193) . Подобно розам среди шипов, защищающих розу, так и евреи в изгнании среди Великого смешения, - дабы ускорить их избавление и именно поэтому шипы не сорваны (Тикуней Зоар стр 54). (Иными словами, страдания даются для ускорения конечного избавления.) Эсав и Ишмаэль( Исав с Исмаилом) были переплетены с Авраамом и Ицхаком, но Великое смешение было в Яакове; это предстрвляет наибольшую тяготу для Израиля и Шхины. Они как закваска теста сеор шебаиса для брожения - из их среды все скряги, отказывающие в поддержке [носителям] Торы (Тикуней Зоар стр 35 ). Это брожение в тесте (Брахот 17а) и есть эрев рав. Они хуже народов мира [уничтожающих нас физически], поскольку они препятствуют выполнению Израилем заповедей. [Мидраш Бемидбар Рабба 21:5 определят совращение человека с праведного пути более тяжелым грехом, нежели даже его физическое умерщвление. И вдумайся в глубину речений наших мудрецов об их падении. Есть среди них такие: И смешались они с народами и научились от дел их Это евреи, вставшие на путь эрев рав, наши падшие братья См. комментарий Имрей Ноам на трактат Брахот 54.] И в книге Тикуней Зоар Хадаш (стр 54) мы находим: Что же касается Яакова, так как он предвидел тяготы последнего изгнания в конце дней, Тора говорит и убоялся Яаков и рвзделил народ святой на три лагеря: служанок с их детьми выставил первыми, позади Лею с детьми, а Рахель с Йосефом последними и разделил святой народ на три части, вначале слуги с детьми, потом Лея с детьми, Рахель и Йосеф последними Гаон написал про это: Вот три части народа: эрев рав, простые, но добропорядочные люди и ученые в Торе. Служанки и их дети вначале - это Великое смешение, произведенное Лилит, злой служанкой, о ком сказано: Если служанка унаследует госпожу, а также сыновья ее станут поводырями святого народа во время последнего изгнания, то про это сказано: И станут враги пастырями ее (Райя Мехемна, Зоар 3:1 125.)Лея с детьми простые добропорядочные люди. Рахель и Йосеф, стоящие в конце, - это мудрецы. А Рахель глава дома их В самом конце они, ибо пребывают в стеснении и унижении, как предречено: безгреховные будут презираемы, мудрость писцов будет в гнили (Сангедрин 98. Смотри также Лешем, Шево ВеАхлама, введение и содержание, стр. 46.) И теперь ясны нам слова Гаона в книге Коль ГаТор 3:2, переданные рабби Гилелем Шкловером : Основная роль обоих Мессий ( мессии сына Йосефа и мессии сына Давида) во всех поколениях защита от трех главных клипот - Эсава, Ишмаэля и Эрев рав - и война против них Самый большой наш враг это Великое смешение, отделяющее одного мессию от другого. Эта клипа действует путем лукавства и опосредованно. Поэтому война против Эрев рав будет самой тяжелой и горькой. Она потребует мобилизации всех оставшихся сил, чтобы победить в ней. И всяк, кто не вовлечен активно в войну с Великим смешением, становится автоматически его собщником, и лучше бы такому не уродиться, кем бы ни был. Основная сила Эрев рав у врат Иерусалима, при въезде в город с запада .На первый взгляд, нам предлагается новое определение Эрев рав, отличное от первоначальных признаков, как блуд, прекословие или стремление поучать при отсутствии должной квалификации. Казалось бы, попытка Великого смешения воспрепятствовать избавлению Израиля не отражена в других писаниях Гаона, кроме как в Кол ГаТор. Однако рабби Гилель Шкловер объясняет нам: народ Израиля страдал так много во время его изгнания (Магараль, Нецах Исраэль, глава 49), что наша коллективная память просто разрывается от кошмаров галута. Неужто может случиться такое, что восстанут из нашей среды Санвалаты , силящиеся воспрепятствовать возрождению и избавлению народа Израиля на его земле, прибегая как к грубым материальным методам, так и орудуя в духовной сфере? Это извращение можно объяснить только тем, что они скатились до низшей точки корыстолюбия, волокитства, строптивости и гордыни; у этих людей порвана связь с Торой и народом Израиля. Мы должны принять во внимание, что есть среди них владеющие поверхностно знанием Торы. Про них говорит Гаон в комментарии ко Второзаконию(32:20) Адерет Элиягу: Ибо народ Мой неразумен и не знает Меня Они мудры в злодеянии, но не знают добродетели (Иеремия 4:22). То есть, коли нет в них богобоязненности, Меня не знают они и обратят слова Б-га живого в обман и лукавство. Доказательство нечистоты сердец их пророк Амос (6:6) узрел в их равнодушии к страданиям Йосефа. Им чужда еврейская боль, поэтому все их потуги говорить о любви к Израилю в стиле Торы - болтовня. И будут легковесно врачевать народ Мой, говоря: Мир! Мир! - но нет мира (Иеремия 6:14) Доказывают сущность свою они, ссорясь и враждуя с верными Дома Израиля вместо борьбы с народами мира, притесняющими нас . Это в соответствии со сказанным в Зоаре (1/25). Все это узрел рабби Гилель Шкловер. Он знал, как слова Зоара и его легендарного учителя Виленского Гаона - выявят суть проблем современности. Здесь указаны псевдозаслуги криводушных лицемеров, которые привели их затем к возведению препятствий на пути к восстроению Иерусалима и возрождению Израиля. Так одни слова Гаона гармонично соединяются с другими и отображают картину наших дней во всей полноте для тех, кто в силах понять.