Взгляд из Москвы на Пасху

Авигдор Эскин

 

Когда приближаются дни еврейской Пасхи, мысли устремляются к вопросам нашего духовного и физического порабощения и к поискам избавления от давящего ига. "В каждом поколении должен видеть себя человек изошедшим из Египта", - говорится в пасхальной Хаггаде. Однако обычно мы не помышляем вовсе о собственном исходе из Египта, да и нынешнее состояние не видим как очередной виток рабства.

Обычно все сводится к теме антисемитизма в странах рассеяния и к надежде на спасение от него в Израиле. Действительно, глубинный исторический анализ и любое приближение к духовному осязанию мира приводят неизбежно к выводу, что еврейская жизнь в ее полноте возможна лишь в суверенном государстве на дарованной нам Творцом Эрец Исраэль. Но, взирая на происходящее издалека, видим мы, как на глазах иссякает животворящая струя, толкавшая множество людей на мужественные шаги ради обретения своего удела на Земле Израиля. Щемящая боль охватывает при мысли, что сегодня не в силах мы привлечь в Израиль большинство евреев диаспоры, но и даже не в состоянии удержать страну в своих руках. Всеохватывающая энтропия – наше египетское порабощение в эти дни

          Размышляя об исходе из Египта в России, мы обязательно ставим акцент на угрозе физической расправы над евреями. Покуда довольствуемся статусом меньшинства на чужбине, то любые катаклизмы и потрясения возможны. Отдельные вспышки животной ненависти наблюдались за последний год. Это и нацистские шествия, это и нападения на синагоги. Однако многие из нас склонны судить о происходящем в России предвзято и несправедливо. Стоит нескольким дюжинам бритоголовых засняться для НТВ, маршируя при использовании нацистской символики, или стоит собраться в центре столицы сотне измученных жизнью пенсионеров и обвинить в своих тяготах "сионистов" и "жидомасонов", как мы бьем в колокола. Следует оговориться: с нацистскими проявлениями надо бороться беспощадно и бескомпромиссно. Почему-то любители посетовать на антисемитизм в России сами на бой с ним отродясь не выходили.

          Нагнетаемая паника носит странный и непонятный характер. Количество антисемитских инцидентов в США неустанно растет. Негритянский фюрер, Луис Фарахан, собрал в центре Вашингтона четыреста тысяч мужчин – боевиков и объявил евреям войну. В еврейские школы врываются нео-нацисты и расстреливают детей. Но почему-то Америку мы не считаем антисемитской страной, а многие до сих пор хотят в ней жить. Россия же чем-то пугает нас, хоть рациональных причин на то не видать и после десяти лет тяжелейшего кризиса в стране.

          Евреи продолжают жить в рабстве, но не только в России, а и во всех странах, где уклад и ритм жизни обрекают их на ассимиляцию и размывание почвы для произрастания духовных корней. В египетское рабство тянет и тех израильтян, которые готовы подчиниться чужой воле и массовой культуре, отказываясь от того, что было освобождено, завоевано и выстрадано за пятьдесят лет существования еврейского государства.

          Наше освобождение начинается вовсе не с корыстолюбивых попыток очернять других, закрывая глаза на собственное утопание в мелководьи постмодернистского обезличивания. Наш собственный Египет переплетен с неисследованными доселе перипетиями русско-еврейского симбиоза, а он живет в нас крепко, даже если и переместились сами в Израиль, в Америку или позорно обрели пристанище в обагренной нашей кровью Германии. Начавшаяся в начале двадцатого века трагедия разбиения еврейских сосудов в России продолжается по сей день. Об этом мы вслух не говорим и даже думать не силимся.

          Но именно на территории России Б-г истории показал нам, что отречение от духовных корней Торы и отторжение физического освобождения через сионизм могут обрести куда более страшные формы, нежели пассивное растворение. Впервые за две тысячи лет изгнания на сцену истории вылезли еврейские палачи и начальники лагерей, внесшие свою лепту в самые страшные преступления последнего столетья. Разумеется, мы даже не станем вступать в споры с теми черносотенцами, которые пытаются переложить все русские беды на евреев. Бездумное юдофобство может быть встречено одним лишь презрением. Не евреи были основными вершителями русских революций, гражданской войны и истребления десятков миллионов. Стоявшие на стороне еврейской традиции и сионизма вовсе были непричастны и оказались в числе первых жертв. Но не очистим совесть свою от египетского рабства, пока не ответим себе на вопрос, как могли выйти из нашей среды люди, активно соучаствовавшие в бесовских плясках двадцатого века? В чем был корень зла их вхождения в ад?

          Без должной меры раскаянья мы не сумеем и подступиться к вызовам настоящего, а ведь вновь немало евреев тщится играть роль в российских вершениях. В этих переплетениях судеб и течений нам надлежит определить собственную позицию, стремясь к выходу из плена египетского.

          Осознание зла и его отторжение начинаются не с поисков недоброго в других. Себя самих должны мы вывести из Египта. Наше с вами духовное иго начинается с пульсирующей боли русско-еврейского симбиоза в прошлом и в наши дни. Глубинное осязание его сущности сподвигнет нас на последующие духовные поиски. Внутренний голос правды выведет нас из рабства ассимиляции и заставит поразмыслить о смысле своего существования. Сумеем справиться с возложенной на нас задачей, то выберемся из Египта, а всем плывущим по течению предстоит жить в рабстве и даже в будущем году не оказаться в своем восстроенном Иерусалиме.

Hosted by uCoz