Развязавшаяся ермолка

Авигдор Эскин

 

Что-то неладное творится в национально-религиозном стане Израиля. На днях Совет поселений Иудеи и Самарии принял историческое решение, что отныне не будет препятствовать созданию палестинского государства. Раз авангард поселенческого движения смирился с воцарением Арафата, то чего ждать от остальных?

Примеров обуявшего душу пораженчества носителей вязаной ермолки не сочтешь. Вчерашние первопроходцы, встречавшие в палатках дожди и ветры на каменистых холмах Самарии, просят сегодня лишь о пощаде: "Не сносите наших поселений!"

А недавно был заложен первый камень религиозному селу близ кибуца Бейт-Римон, куда по плану сгонят депортированных жителей Голанских высот. Согласие на строительство обиталища для беженцев было получено от верхушки национально-религиозного движения. Раввин-министр Ицхак Леви лично участвовал в церемонии начала строительства села.

Кто-то возразит, что тлеют еще очаги неповиновения злу и в некоторых поселениях в Иудее и Самарин, да и в городских скоплениях молодежи в вязаных ермолках. Эти остаточные явления прежней боевитости существуют в отрыве от политической и духовной верхушки сионистов вчерашнего дня. Протестантское меньшинство явно уступает силе напора всесметающей волны, загасившей огонек веры и надежды.

Угасание пассионарности религиозных сионистов и поселенцев не объяснишь одной лишь усталостью духовных лидеров и продажностью политиков. Трагическая и вялая обреченность вылезла на поверхность в результате длительного внутреннего конфликта, дробившего это движение.

Если попытаемся представить идеологию одевших вязаные ермолки, то она базируется на интерпретации апокалипсических библейских пророчеств возвращения на Землю Израиля, узревшей в созданном полвека назад государстве абсолютное воплощение всех чаяний народа за последние две тысячи лет. Согласно их представлениям на первом этапе на территории Израиля создалось убежище для евреев всего мира, затем оно расширяется, укрепляется и увеличивает численность жителей. Следующим этапом должно было проявиться духовное возрождение вплоть до мессианских времен.

Первые двадцать лет светский Израиль действительно расширялся благодаря победоносным войнам и притягивал множество репатриантов. Этот процесс постепенно шел на убыль, а с момента соглашения Рабина с Арафатом и вовсе обрел жирный знак минуса. Вместо заселения территорий - передача их арабам. Вместо укрепления еврейского присутствия – создание палестинского государства. Так день за днем инструменты правления страны обернулись против библейской концепции избавления. Даже долгожданный приток иммигрантов превратился в сомнительное мероприятие абсорбирования новой массы людей, среди которой евреи составляют меньшинство.

Мечта о духовном обновлении осталась и вовсе невостребованной. Вязаные ермолки гордились своей открытостью и готовностью к диалогу со светскими собратьями. Однако волна возвращения к религиозным истокам прошла мимо искателей компромиссов. Подавляющее большинство обретших веру оказалось в стане традиционалистов в черных костюмах. Интересно, что сотни тысяч обретших веру заново никак не повлияли на облик страны. Израиль в целом далек от библейского облика еще более, чем раньше.

На первых порах религиозные поселенцы и их единомышленники давали отпор. Это они оказали мощное сопротивление политике Рабина, закончившееся победой на выборах Биби Нетаниягу. Однако процесс размывания Израиля на этом не остановился. Вязаные ермолки встали перед выбором: уйти в оппозицию и дать бой хоронящей их мечты власти или, смирившись, стать снова ее религиозным придатком.

Лидеры поселенцев и религиозных сионистов выбрали капитуляцию. Они участвуют в правительстве Барака и сотрудничают с властью в деле подавления сопротивления "мирному процессу" отмирания. Что же заставило их вывесить белые флаги?

На поверхности мы видим, как согнулись они под гнетом агрессивной пропаганды против них, обвиняющей весь лагерь религиозных сионистов в соучастии в убийстве Рабина. Красно-зеленые корят их без устали за мощные демонстрации против капитуляции, предшествовавшие покушению на премьера. Ответная апологетика переросла в клятвенный обет не оказывать сопротивления новым действиям власти, ведущим к переименованию Израиля в Палестину. Отныне требования поселенцев ограничиваются неприкосновенностью из жилищ. Похоже, что с этим готов будет смириться со временем даже Арафат.

Национально-религиозное движение сходит со сцены истории. Оно полностью утеряло пассионарность и стремление вперед, а лишь пытается удовлетворить свой инстинкт самосохранения. Это развитие - трагедия и утрата для каждого из нас. Вязаные ермолки сыграли неизмеримо позитивную роль в истории строительства страны. Последние двадцать лет они одни были носителями активного сионизма в армии, в ешиботах и многочисленных поселениях. Порой казалось, что в их лице Израиль обретает красоту и молодость.

Выходит, одних благих желаний строить и служить в армии под сводом вязаной ермолки - символа государственной религии - оказалось маловато для продвижения вверх по лестнице Яакова. Духовных запасов явно недоставало им в тяжелые дни нападок со стороны красно-зеленых. Выстроенное ими здание гармонии со светским локомотивом возрождения Израиля рухнуло в тот час, когда правящая верхушка взяла курс на "мирный процесс".

Чего же недоставало вязаным ермолкам? Знаю, многие будут спорить, когда укажу на отказ от познания таинств Каббалы как на одну из главных причин энтропии. Раз любят в их стане ссылаться на легендарного рава Авраама-Ицхака Кука, то отошлю к его книгам, в которых он увязывает возвращение на Землю Израиля с глубинным раскрытием Каббалы.

Затронутая тема безгранично серьезна, но даже рационалист сможет узреть в среде религиозных сионистов выпирающее отсутствие духовности. Это видно хотя бы по их неспособности создать свою культуру. Все их стихи и песни заимствованы из других, а теологические труды их раввинов отдают второсортностью.

В их религиозных заведениях изучают те же дисциплины, что и в центрах традиционализма, но менее профессионально. А вот раскрытие таинств Торы и подлинные поиски духовности прошли мимо них. Я просто буду вторить светочам духа ушедшего поколения, если заявлю, что приближение к источникам света Каббалы позволило бы благомыслам с вязаной ермолкой сохранить свою пассионарность.

Открытый призыв впрыснуть в занятия теологией раскрытие таинств Торы в рамках газетной статьи может показаться нахрапистой попыткой навязать свои собственные представления о духовном обустройстве народа. Осознавая невозможность убедительной аргументации на половине газетной полосы, хочу призвать всех правоискателей задуматься, есть ли альтернатива предложенному мной? Кому известен сегодня иной способ пробуждения духовности, нежели обращение к Зоару, книгам Ари и Виленского Гаона? Откуда еще можно черпать вдохновение, способное пробудить людей к противостоянию злу? Указанный путь вовсе не перечеркивает существующий подход к изучению еврейской традиции, а лишь дополняет. Похоже, что старые сосуды не вмещают в себе силы, необходимой для соответствия вызовам эпохи. Поэтому и ермолка на голове развязывается.

Культурный и духовный кризис – суть всеобщего смятения, вылезающего наружу в виде пораженчества и капитуляции. Во всех статьях мы распинаемся о еврейском народе и о еврейском государстве, а о сущности этих понятий призадуматься невдомек. Тут не помогут ссылки на великую историю в прошлом и на древнюю культуру. На повестке дня стоит духовное творчество в дни нашей жизни. Нам придется ответить за свое равнодушие и вопиющую бездуховность, и не помогут ссылки на предыдущие поколения.

Грустная история вязаных ермолок – лишь фрагмент всеобщего обвала. Если хоть один человек призадумается о смысле существования еврейского народа после прочтения этой статьи, то она достигла своей цели. Лишь постигнув смысл жизни, можно уметь и хотеть жить, а тогда есть и шанс на выживание.

Hosted by uCoz