Почему каббала (продолжение)

Авигдор Эскин

 

Каббала всегда определялась словами "тайная наука". Но все сокрытое пробуждает особое любопытство. А в наши дни, когда чувства стыдливости учат стесняться, и все сокровенное выставляется напоказ, умножилось число лжекаббалистов, умело использующих непросвещенность масс в основных теологических понятиях.

Открываешь сегодня газету, а там наряду с рекламой товаров и услад плоти натыкаешься на "каббалистов", предлагающих людям помощь за определенную мзду. Кто приворот снимет и сглаз уберет, а кто девицу присушит или загулявшего мужа вернет. Иные обещают будущее предсказать или денег заработать подсобят.

Мало того, неудовлетворенные низкой посещаемостью своих классов, некоторые учителя религии завлекают людей, обещая поделиться с ними каббалистическими знаниями. На поверку всегда выясняется, что рекламирующиеся "просвещенные владыки" самых основ тайного учения не знают и даже первичного подхода к эзотерическим текстам не имеют.

Во все времена непосвященные и невежественные соглядатаи пытались овеществить и приблизить к собственному несовершенному мировосприятию духовные категории каббалы, нещадно искажая и опошляя даже самые простые постулаты учения. Наблюдавшие за происходящим со стороны приравнивали тайную науку к известным им формам экстрасенсорики. Более ста лет назад пытался толковать слово каббала Владимир Даль в своем "толковом словаре живого великорусского языка". Вот что вышло у него: "Каббалистика или каббала – мистическое толкование евреями Ветхого Завета, также соединенное с волхованием, иногда говорится у нас в значении чар, ворожбы и чернокнижия".

Кого ни спросишь сегодня, при слове каббала человек сперва пробуждается, а затем дает ему определение эликсира для обретения благ этого мира. Кто-то видит каббалу как волшебство для обогащения, другие рассчитывают при помощи древней науки поправить дела на личном фронте, а встречаются и цепляющиеся за эзотерические термины в целях обожествления человека, предметов или идеологических изобретений.

Стражи традиционного религиозного благонравия справедливо пытаются оберегать свою паству от подобной "каббалы". В некоторых случаях выпускались для верующих масс запреты, чтобы уберечь людей от шарлатанов. Духовные наставники полагали, что лучше вовсе схоронить от людей сокровенный внутренний смысл религии, нежели позволить нечистоплотным экстрасенсам соблазнять толпу языческими фокусами, прикрываясь заимствованными из каббалы названиями "сфирот" и миров.

В наши дни нелегко убедить человека в необходимости утаивать от него информацию и наипаче – запрещать ему удовлетворять собственное любопытство. Можно твердить ему, что некие знания находятся под строгим запретом, но именно это и пробуждает аппетит. Все предостережения и предупреждения такого рода отторгаются в наше время безапелляционно. Современная гордыня столь велика, что не позволит даже призадуматься о возможной правоте учителей религии, стремящиеся предотвратить вульгарные попытки овеществления духовного посредством полного отсечения через запрет доступа к информации. Намерения стражей традиционного подхода были, несомненно, благими, но поставленную задачу выполнить им не удалось.

Мы подходим к обсуждению наболевшей проблеме о возможности широкого распространения каббалы в наши дни. Трудно найти сегодня иную тему, которая бы так будоражила верующих людей и их пастырей. Атмосфера накаляется при одном лишь упоминании слова каббала, а как заговоришь о возможности реального изучения строения мироздания, овладевая самой древней эзотерической методикой, нервозность переходит в страх, грозящий вылиться в истерику.

Дословный перевод слова каббала с иврита – "получение", то есть, учение восприятия духовной информации, которая условно приравнивается к свету (ор – на иврите). С первого момента появления человека на земле перед ним встал вопрос, ради чего он живет? Обычно все сводится к максимальному обретению материальных благ и выстроению жизненных приоритетов таким образом, что высшее служит низшему. Точкой отсчета становится обычно стремление "получать удовольствие от жизни": вкусно поесть, выспаться, быть здоровым, пообщаться с красивой женщиной, просмотреть интересный американский фильм про полицейских...

В нашем мире наука поставлена на службу потребительскому обществу. Законы природы изучаются ради изобретения новых игрушек, скрашивающих быт. Знатоки физики и математики подчинены воле бизнесмена, занятого накопительством материального. Ублажать плоть всеми доступными средствами – таково кредо потребительско-общинного домостроя. Признание общности интересов диктует выработку неких принципов морали, которые подгоняются под стремление данного коллектива в отдельно взятый отрезок времени сосуществования на радость себе и без нанесения ущерба другому. Иными словами, современная философия морали полностью оказалась на службе у потребителей. Законы нравственности подчиняются переменчивым желаниям человеческого общества и колеблются в зависимости от колебаний ветреницы капризов и увлечений.

В консервативных академических кругах это явление критикуют и разоблачают как "эпидемию светского гуманизма". Господствующее стремление подчинить высшее низшему заглушает эти голоса интеллектуалов–почвенников. Во всем мире академия подкаблучна левым либералам, сумевшим навязать извращенное и перевернутое представление о действительности, прикрываясь теориями плюрализма и психологического функционализма. На самом же деле, все материалисты пытаются, обычно неосознанно, установить примат животного начала человека над его душой.

Сложной и замутненной представляется в свете вышесказанного и ситуация внутри религиозная. Можем ли мы с уверенностью сказать, что все верующие заняты поисками путей духовного восхождения по лествице Якова? Знакомство с религиозным миром приводит многих к пушкинскому "безверию" в силу присутствия тех же человеческих пороков в среде прихожан, о коих писали мы применительно к светскому гуманизму. Традиционная вера подразумевает признание Творца и получению от Него высшего закона, на базе которого сложены обряды, ритуалы, а также основы нравственности. Сам факт осознания духовной субстанции и соблюдение в миру богоданных законов делает человека несколько чище и выше.

Однако служит ли традиционная обрядливость цели духовного восхождения? Бывает и так, что и есть путь каббалы. Но обычно человек сводит свою веру к надежде на вознаграждение в этом мире за соблюдение ритуалов и приверженность законам нравственности. То же корыстолюбие и такая же страсть к обретению. Выходит, большая часть верующих живет по уставу религии ради благ и услад?

Мир современного приверженца веры сложнее. Он может включать в себя и некое мутное представление о грядущем мире и загробной жизни. Тогда праведность в миру служит и обретению вознаграждения не только в виде материальных благ, но даже на грядущее бестелесные наслаждения нацеливается такой человек. Эти намерения не истолкуешь иначе, как чисто эгоистические. Напоминанием о чистоте побуждений может служить мудрая русская пословица: "Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа".

Каббала начинается там, где кончаются тщетные попытки человека поставить духовный мир на службу его мирским и плотским наслаждениям. Каббала выстраивает должную иерархию, когда плотское обретает вектор "ради" интеллектуального, а интеллект служит духовному возвышению. Не выдуманный человеком языческий бог для устранения людских страхов перед могучей природой, а подчинение позывов, помыслов и страстей всеохватывающему стремлению постижения невидимого и непостижимого Творца через познание Его реальных и осязаемых проявлений в духовных мирах. Не дух ради плоти, а плоть ради духа.

Таким уродился человек: вместилищем доброго и злого, духовного и бренного. Изначально оказывается он во власти одних плотских состояний, но по мере развития дается ему возможность взойти на более высокие ступени. Для этого он должен перестроить свое эгоистическое начало по образу и подобию духовных миров. Лаконично и емко выразил эту мысль Владимир Соловьев: "Спасающий спасется. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет".

Эта методика постижения Творца дана была Адаму, и частицы переданного ему дошли до нас через "Книгу ангела Разиэля". Со времен Авраама сохранилась "Книга Творения" (Сефер ецира). Зоар, переводимый на русский как "сияние", был раскрыт через легендарного рабби Шимона Бар-Йохая во втором веке нашей эры. Особую роль в раскрытии таинств мироздания сыграл легендарный рабби Ицхак Лурия (Ари), живший в шестнадцатом веке. Метеором постижения всей премудрости, подвластной человеческому разуму и умения окинуть ее взором, с высоты постижений каббалиста, был Виленский гаон (так называют проживавшего в Вильнюсе в восемнадцатом веке рабби Элиягу Крамера). В его книге "Кол хатор" (голос жаворонка) – квинтэссенция нашей эпохи и мессианских времен. Пожалуй, путь к пониманию вышеуказанных откровений был бы сокрыт для нас, но озарил двадцатый век своим появлением на свет рабби Иегуда Ашлаг, величие духовной миссии которого начинаем осязать мы только сейчас, почти полвека после его смерти.

По мере углубления в волнующие нас проблемы мы будем знакомиться с вышеперечисленными открытиями духовного, ибо ответы на сверлящие душу вопросы придут лишь после проникновения вглубь – до самой сути. Для этого даны нам эти книги. В процессе озарения мы обнаружим, что Библия – это не свод законов вперемешку с историческими рассказами и высоконравственными поучениями. Вернее, все эти элементы присутствуют в Книге книг, но служат они цели восхождения по ступеням лествицы. Каббала – это ключ к пониманию истинной глубины Писания.

Затем и сама жизнь наша перекрасится. Вместо привычного ощущения неудовлетворенности и усталости от непрекращающейся беготни – стремление к первым пробивающимся сквозь толщу нашей греховности лучам света. Через эти статьи мы установим ритм диалога, который позволит нам превратить начальную тягу к духовному к реальному и осязаемому обретению искомого.

Hosted by uCoz