Апокалиптические раздумья

Авигдор Эскин

 

Станет ли двухтысячный год началом эры конца света? Христианские проповедники трубят о приближении вселенского землетрясения по всему миру. Им вторят иные рационалисты, предвидя обвал системы программного обеспечения. Большая часть жителей планеты готовится к пышным светским празднествам. Что же сулит нам новое тысячелетие?

Дабы не утруждаться тревожными мыслями, можно напрочь забыть о гражданском календаре и вжиться в собственную нумерацию, приведшую нас в третий месяц 5760 года. Но тут ждет нас немалый сюрприз: нынешний еврейский год отмечен собственными ясновидцами как важнейший временной отрезок в истории Израиля. Наши каббалисты никак не связывали 5760 год с двухтысячным, поэтому мы вправе обозначить смежность побочным явлением, но это едва ли умалит особую важность событий наших дней. Отсюда и необходимость понимания эпохи, чтобы отделить главное от побочного и зерна от плевелов.

Носители традиционного иудаизма веками оберегали наш стан от христианского влияния, выставив щит пренебрежительного безразличия к сути учения народов Эдома. Сами крестоносители внесли в мировую культуру крылатую фразу: "По плодам их узнаете их". Этим они облегчили задачу раввинам в теологических диспутах. Коли породило их учение инквизицию с Союзом Михаила Архангела, погромы крестоносцев с кровавыми наветами, то знакомство с христианством посредством его плодов было исчерпывающе полным. Разумеется, евреи сталкивались и с христианами Рейхлиным и пастором Бонхуфером, только эти просветленные и благородные люди почти всегда слыли диссидентами в своей среде. Лютер и католическая церковь вместе с православными и сектантами твердо верили в неискупленную вину евреев перед Иисусом Назорейским.

Когда миллионы христиан со всего мира прибудут к нам отметить двухтысячелетие своей религии, мы вспомним, как на протяжении сотен лет их предки учили, что не даст нам Творец вернуться на свою землю и обрести независимость, доколе не преклонимся пред крестом распятия. Но вот уже более полувека являемся мы живым доказательством краха их веры. Воссоздан был Израиль вопреки псевдопророческим проклятиям Иоанна Златоуста и Лютера.

Вернувшись на Землю Израиля, могли мы исторгнуть из сердец обиды за прошлое и взглянут на вчерашних гонителей оздоровленным оком победителей. Помехой тому служат попытки европейцев и американцев вывернуть нам руки в угоду миру ислама. Но еще пуще мешает нам собственная ограниченность и неуверенность в силе победы. Все помыслы поводырей измельчали настолько, что простая попытка подвести итоги еврейско-христианскому диспуту сразу отдает апокалиптическим оттенком. Наплыв паломников видят у нас как источник пополнения бюджета или обузу для стражей общественного порядка.

Предстоящие торжества в честь рождения Иисуса Назорейского уже вызвали брожения в стане религиозных жителей Иерусалима, опасающихся взрыва миссионерской активности. В городе распространяются большим тиражом брошюры, представляющие в неприглядном свете виновника торжества и его последователей. Похоже, нам доведется увидеть в ближайшее время отголоски прежних религиозных войн. К этой же категории следует отнести и строительство мечети в центре Назарета. Междоусобища христиан с мусульманами грозит вылиться в куда более крутые формы, нежели перебранка между иудеями и христианскими миссионерами.

Развеяв туман мелочности, оцени значимость прибытия паломников на территорию Святой Земли, находящейся под еврейским правлением. Чудо возрождения Израиля было последним словом во многовековом споре между христианством и иудаизмом. Творец истории явно порешил в нашу пользу. Впервые за всю летопись иудео-христианского спора о первенстве евреи принимают гостей на своей земле, выиграв и победив. Это великое знамение происходит незаметно, ибо сами мы утеряли глобальное и масштабное видение, а норовим свести все к сиюминутной мелочности. Представим себе только, что жертвы погромов и костров инквизиции вообразили бы себе еврейского солдата или полицейского на Святой Земле, гостеприимно принимающего паломников-крестоносителей. А каково потомкам христианских теологов, пророчивших нам вечное изгнание при отказе одеть крест, ведь все их основные ставки оказались проигранными!

Грядущая иудо-христианская встреча на Святой Земле на Святой Земле в двухтысячном году подводит итог и устраняет сомнения. Вчерашние крестоносцы-завоеватели приезжают, чтобы признать свое поражение. Мы увидим их бессилие и растерянность – результат краха основных постулатов веры. Не страх и угрозу несут они с собой, а безжизненность западного гуманизма.

А ведь еще сто лет назад были у них силы обратить празднование подобной даты в триумфальное шествие своей религии по планете. Сам факт долгожития, округленный до двух тысяч, был бы воспринят прихожанами церквей как клич к немедленному крещению всего мира. Сегодня мало кто помышляет всерьез о ренессансе христианства.

Вот уже две сотни лет религия европейских народов терпит одни лишь поражения. Ярчайшими выразителями смертоносной для церкви эпохи были Ницше со Шпенглером. А тут и православие отступило перед красной чумой большевизма. Мало этого, так западная церковь активно содействовала истреблению евреев, чьи предки и породили христианство. Замешанность в физическом уничтожении шести миллионов подорвала и без того ослабевшие моральные устои. Последним аккордом было провозглашение Израиля, перечеркнувшее основополагающую концепцию христианского мироустройства.

Последние полвека церковь то и делает, что потворствует капризам материализма и светского гуманизма. Теологическая мысль оказалась в полном загоне, влияние традиционного христианства на сердца и умы достигло самой низшей точки. Даже в отряхнувшейся от коммунизма и глубоко предрасположенной к духовному подвижничеству России не сумела церковь заполнить вакуум. Отсюда и общая картина празднования круглой даты: публика намерена гулять и резвиться, но никак не возрождать чтимую в эти дни религию.

Некое подобие пробуждения неохристианства наблюдалось в начале восьмидесятых в Америке. "Телевангелисты" пришли к народу с новизной модернизированного ритуала и перестроенным в духе эпохи отношением к Израилю. Однако они быстро дискредитировали себя шумными блудливыми похождениями и сребролюбием.

Подводя итоги многовековым диспутам, мы с тревогой отмечаем, насколько живучи юдофобские концепции в среде последователей Иисуса и Павла. Вот уже десятки лет занимаются мусульмане на Ближнем Востоке преследованием и подчас даже истреблением христиан. Однако страждущие копты в Египте и избиваемые марониты в Ливане не изменили отношения Ватикана к исламским союзникам. Церковь отказала своим питомцам в реальной поддержке, дабы не прогневать Арафата и других арабских лидеров еще пуще. Даже десятки тысяч замученных мусульманами христиан в Ливане не повлияли на позицию Ватикана.

Здравый смысл должен был бы указать сегодняшней церкви на возможность союза с Израилем пред лицом исламской экспансии. Только почему-то христианские лидеры последовательно отдают предпочтение Арафату и всем сердцем желают, чтобы их святые места оказались под его контролем. Разумеется, Ватикан и восточная церковь хотели бы видеть Иерусалим и Вифлеем городами-космополитами при собственном участии в управлении ими. Но коли выбирать приходится между Израилем и ООП, то предпочтение отдается апостолам меча Магомета.

Почти пятьдесят лет отказывался Ватикан признать Израиль суверенным государством. Католические епископы хорошо понимали, что своим возвращение на Святую Землю евреи низвергли их многовековую концепцию. Поэтому проще было закрыть глаза на происшедшее и надеяться на скорое уничтожение Израиля как нежелательного с теологической точки зрения элемента.

Так вели себя правители Ватикана вплоть до начатого Рабиным "мирного процесса". Когда Израиль стал ужиматься в границах и разлагаться изнутри, римский папа велел установить дипломатические отношения с нашим правительством красно-зеленых.

Погрязшие в мелкоэгоистическую узость взгляда на происходящее, мы упорно не видим великой исторической роли Израиля как манифестации победы еврейской идеи на исторической арене. Отсюда и еще один аспект процесса капитуляции: мы силимся перечеркнуть декрет Творца истории в нашем диспуте с Ватиканом и восточными церквями и даем миру Эдома понять, что не взяли еще верх. Каждая отданная пядь земли – величайшее предательство собственного предназначения. Глобальные и масштабные мысли в преддверии круглой даты не оставляют места для более мягких и политически корректных определений.

Знаю, мне возразят и укажут на множество подлинных друзей Израиля в христианской среде. За две тысячи лет эта религия породила немало правдоискателей и просветленных человеколюбов. Взять к примеру православную церковь, то можно обнаружить среди ее столпов не одного Иосифа Волоцкого, но и Нила Сорского с Серафимом Саровским. Однако целостная дата позволяет взглянуть на явления округленно и обобщенно. Цель вышенаписанного вовсе не в склонении читателя к мысли, что всяк, взявший в руки евангелии, пропитывается злым духом беспричинной ненависти к Израилю. Мы легко обнаружим в христианском мире течения и направления, не подпадающие под округленные определения. Помня это, мы не можем уклониться от подведения итогов, вместив всю двухтысячелетнюю картину в единый окоем.

Кажется, это основные глобальные вывода, к которым ведут нас апокалиптические даты, касательно взаимоотношений с христианской церковью. Наэлектризованный воздух, предвещающий вселенскую грозу, требует правильной оценки происходящего, дабы не ударить лицом в грязь, столкнувшись с вызовами эпохи. Осязание смысла каждого фрагмента придет лишь после проникновения в саму суть истории наших дней. Для этого нам ниспосланы апокалиптические даты, чтобы направить наше восприятие вширь и вглубь, а затем и не потеряться перед лицом бешеного множества ускоренных событий.

Сегодня нам грозят обвалом американской биржи, а иже с ней всей мировой финансовой системы. Исламисты близки к обретению атомной бомбы. Кто знает, как отреагирует на цифру две тысячи компьютерная система. Кликуши бьют в набат и стращают. Говорят, катастрофа неминуема. Говорят, уцелеют лишь немногие. И чем глубже проникает в нас паника конца света, тем больше шансов на исполнение части псевдопророчеств журнальных ясновидящих. Ежели такое великое множество людей ждет взрыва, то едва ли его можно миновать.

Именно в такие периоды вселенского затмения особенно выпукло выделяются слова библейских пророков и каббалистов. Запутавшимся людям необходимо увидеть знамение, когда все вокруг погружается во тьму. Для этого и даны нам пророчества, указывающие наперед крупными мазками основные векторы грядущих событий. Понять тяготеющую к нулю значимость христианского двухтысячелетия сравнительно легко, ведь от нас требуется лишь узреть очевидную убыль силы других. Куда сложнее осознать собственное предназначение и найти свое место в конструкции 5760 года. А судьбы наши зависят именно от этого.

(Продолжение в следующем номере)

Hosted by uCoz