Апокалиптические раздумья (часть вторая)

Авигдор Эскин

 

Десять с половиной лет назад мне довелось провести несколько часов с известным каббалистом, рабби Иегудой-Меиром Гецем, считавшимся со дня освобождения Восточного Иерусалима раввином Стены Плача. Ежедневная его близость к Храмовой горе и восприятие происходящего через постижение внутренних корней любого явления наложили особый отпечаток на общение с этим духоведцем. Рав Гец запомнился мне в двух ипостасях: погрузившийся в книгу Зоар седовласый старец и беззвучно и бездвижно молящийся паломник пред стеной плача. Десять с половиной лет назад он взволнованно говорил, что слышит уже поступь Мессии.

Наша беседа состоялась в канун 5750 года, особая значимость которого была предопределена авторами средневековых еврейских тайнописей. Еще в самом Зоаре год 6000 определяется как крайний рубеж, вслед за которым на Земле устанавливается подлинный примат духа. Последняя четверть пятого тысячелетия наречена "концом дней" или кануном мессианского времени, когда весь мир должен стать сценой для великих действ, описанных библейскими пророками.

Иерусалимский каббалист открыл мне тогда некоторые таинства букв и цифр и просил не разглашать сердцеколышущей значимости наступающего года. Рав Гец говорил о множестве признаков приближения новой эры в истории человечества. Я не понимал тогда, почему такую важность видел он именно в начале широкого распространения во всем мире каббалистических знаний. В память врезались истории, касавшиеся наблюдений и постижений происходившего непосредственно с Храмовой горой и со Стеной Плача. Так накануне страшной войны Судного дня в 1973 году, в ясную солнечную погоду камни Стены покрылись слезами. Жизнь вблизи места на земле, явственно напоминающего о мире духовном, позволяет видеть чудесные явления, но еще более – внутренний смысл ежедневной смены событий.

Пару лет спустя я снова оказался у рава Геца и, разумеется, спросил его об осечке предсказаний, касавшихся 5750 года. Его поразил и разочаровал мой рационалистический скептицизм. "Вам мало свершившегося? Вы просто не понимаете, что происходит".

Действительно, этот год стал символом краха мирового коммунизма. Американский Эдом схлестнулся прямо на Ближнем Востоке с иракским Ишмаэлем. "Такое множество знамений было нам послано, а мы сами даже под натиском внешних событий меняться не хотим. Довольствуемся бездуховностью и упускаем возможности, которые ниспосланы Свыше". Он не дожил до следующей важнейшей отметки в календаре – 5760 года, совпавшего с двухтысячным. Тогда научил он меня истинному подходу к судьбоносным надрубам в календаре. Вместо языческого фатализма уместен, скорее, подход Владимира Набокова: "Смешон пожилой человек, который бегом, с прыгающими щеками, с решительным топотом, догнал последний автобус, но боится вскочить на ходу, и виновато улыбаясь, еще труся по инерции, отстает". Так и мы незыблемы и непреклонны в своей слепости, а как спохватываемся, то опаздываем вскочить в автобус времени. А бывает, что и совсем в другую сторону заносит.

Что же дозволено раскрыть уже сегодня о тайном смысле 5760 года? Великий каббалист восемнадцатого века, рабби Азулай, так пишет в своей книге "Хесед леавраам": "Знай, что смысл описанного выше в том, что к концу 5760 лет со дня творения сбудется реченое пророком Захарией (13:2): "И устраню с земли дух нечистый", а также в книге Левит (26:6): "Устраню с земли злое животное", что в Зоаре объясняется как удаление нечистых сил".

В иных источниках присутствуют предостережения, что этот год будет подобен потопу во времена Ноя, а мудрым и внемлющим это время построить свой ковчег на Земле Израиля. Нашим глазом этого сегодня точно не разглядишь, но при правильном подходе к вопросу выживания в период апокалиптических перепитий, должна была наша страна стать подлинным прибежищем.

Разночтения в точном указании года вселенских перемен может вселить недоверие у фаталистов. Любители гадалок и астрологов хотят точно знать наперед, что и когда станется с ними. Пусть поведают нам они о точности диагнозов своих экстрасенсов, а ты же верны идее Маймонида, что осознать сбывшееся у нас на глазах пророчество мы можем только задним числом. Иначе лишены были бы свободы выбора и потеряли смысл борьбы и существования. Апокалиптические даты даются для вселения особого чувства ответственности пред лицом возможных катаклизмов и потрясений. Кроме этого, пророчества о победе добра в мессианскую эру способствуют укреплению веры и надежды, особенно если они частично уже сбылись.

Внимательное рассмотрение каббалистических текстов, в которых содержится указание на конкретный временной отрезок помогает осознать, что не разночтения видим мы в выделенных датах, а различные аспекты единого процесса. Ученики Силенского гаона указывали на то, что мир созреет для глубинных перемен к 5750 году. Рабби Иегуда Ашлаг предсказывал появление предпосылок к распространению таинств Торы уже в 5755 году (1995). Рабби Азулай же узрел в 5760 году потенциал для устранения мерзостей и нечистот с Земли Израиля.

Все вышесказанное вписывается в общую картину, описываемую пророками Иезекиилем Захарией и Исаей. В талмудическом трактате Сангедрин приводятся признаки приближения мессианских дней. Главный из них прямо выводится из слов пророка Иезекииля о появлении обилия фруктов на Земле Израиля. Библейский провидец предсказывал, что во дни еврейского изгнания Святая Земля сокроет свои красоты и богатства от поработителей и завоевателей. Только после начала нового заселения ее сыновьями Израиля станет она пышущей и плодоносной. Но там же указывается на разнузданную бездуховность и низость начальников, выявляющиеся в те же времена.

"Будет хорошо", - любят поговаривать уроженцы Израиля. Никто только не знает, что будет до того, как станет хорошо. Тот же последний раздел трактата Сангедрин указывает на главное: апокалиптический процесс может быть болезненным и замедленным или же ускоренным прорывом сквозь мрак истории изгнания. Важность и судьбоносность указанного времени сомнения не вызывает, а встанем ли мы на путь новых катастроф и страданий или же выберем стезю победы – это зависит от каждого из нас. Посему и любые даты, рассматриваемые в данной статье, обретут свой конечный смысл только по их истечении. Можно уподобить эту эпоху скромному числу, к которому живущее ныне поколение должно приписать минус или плюс.

Последние полвека принесли множество событийных подтверждений апокалиптическим пророчествам. Возвращение Израиля на свою землю, победоносные войны, продолжение скопления изгнанников со всех четырех концов света – все происходило по сценарию еврейских провидцев.

Если Исая, Захария и Иезекииль проливали свет на грядущую эпоху крупными порциями и обобщенно, то прорицатели средних веков и позднего времени подпитывали нас множеством подробностей, дабы не заблудились под натиском вершений, когда начнут сбываться. Читаешь сегодня книгу "Кол хотор", написанную со слов Виленского гаона рабби Элиягу и дивишься, как четко указал он на все составные эпохи, а ведь этот провидец ушел из жизни более двухсот лет назад. Красные сторонники Эдома (падшей западной культуры) сольются воедино в красно-зеленый блок с исламистами Исмаила в лице "эрев рав" – "сброда" внутри народа Израиля, несущего смертоносную силу энтропии. Читаешь Виленского гаона и пред тобой картина сегодняшнего дня во всей ее полноте и выразительности. Даже местонахождение Кнессета и правительства красно-зеленых точно указывается в книге "Кол хатор" (Голос жаворонка):

"Соединение Эсава и Исмаила посредством нечистоты сброда может погубить Израиль и весь мир. Основным стремлением сброда является создание общности между Эсавом и Исмаилом и раздробление мессианской силы. Главной задачей этого времени будет борьба до полного устранения сброда – самого страшного врага. Нечистоты сброда действуют при помощи ханжества и лицедейства, а потому и война эта будет самой жестокой и горькой. Следует бросить все силы на войну против сброда. А кто отлынивать будет от борьбы, тот сам станет частью сброда. Лучше такому, чтобы на свет не уродился!.. Основная сила сброда будет располагаться с западной стороны от врат Иерусалима".

Укреплению худших тенденций западной и исламской культуры в лице ассимилированных гнилотворных носителей образа и подобия библейского сброда Виленский гаон противопоставил выплеск наружу сокровенных таинств еврейского учения: "Тора из Сиона... Это означает раскрытие таинств учения, исходящего из Сиона и Иерусалима. [Рабби Элиягу] писал, что все избавление наше зависит от изучения мудрости каббалы и посредством этого раскроется постепенно мессианское учение, а это Тора Земли Израиля…

Раскрытие сокровенного учения будет происходить постепенно, как и весь процесс избавления, уподобленный мудрецами утреннему рассвету по мере собрания изгнанников, устранения с земли духа нечистоты и выявления людей веры…"

Особенности эпохи, обрисованные в пророческом видении Виленского гаона, выражаются в подчеркнутой важности заселения Земли Израиля, а затем в решительном противостоянии внутреннему врагу. Интересно, но устранение нечистот, прикрепленное в книге "Хесед меавраам" к 2000 году, указывается в "Кол хатор" как противостояние сброду, правящему в Иерусалиме. Согласно рабби Элиягу, только одержав верх над своим внутренним врагом, сможет Израиль противостоять миру Эдома и Исмаила.

Привязка изреченного сотни лет назад к нынешним дням очевидна своим точным соответствием до ужаса. Десятки лет выстраивался Израиль по сценарию библейских провидцев, но вдруг все пошло вспять. Заботившееся о притоке евреев государство завозит теперь по большей части иноверцев и грозится начать запускать арабских беженцев. Вместо недавнего победоносного шествия армии Израиля, сегодня силовые структуры работают на сужение границ страны на благо создания Палестины и на размывание его основы изнутри.

Какая сила поможет укрепить костяк людей, сохранивших в эти дни веру и надежду? Откуда будут черпать пассионарность, чтобы бесстрашно противостоять сброду и внешним врагам?

Провидцы и прорицатели рекомендовали нам открыть в эти дни книгу Зоар, труды Ари и не бояться более мощного света, пугавшего своей яркостью людей на протяжении веков. В самом Зоаре приводятся слова рабби Шимона своим ученикам о том, что Творец пока не желает широкого распространения их учения, "однако в преддверии мессианских дней даже дети будут понимать таинства этой мудрости и будут знать даты и сроки процесса избавления".

Только в раскрытии каббалы наряду с укреплением библейских и талмудических знаний смогут люди черпать силу в эти дни. Отказ от духовной эволюции обрекает на пассивное подчинение красно-зеленому сброду. Так видели мир двадцать первого века титаны еврейского духа.

Предлагаемый диагноз и выписываемые рецепты сразу отдают безапелляционной однозначностью. Стиль и суть наших прорицателей взывали к политической некорректности.

Есть немало побочного и второстепенного, о чем можно спорить долго и безрезультатно. Однако основные векторы нашей эпохи ясно указаны и точно совпадают с видимыми фактами современности.

Круглые даты заставляют призадуматься. Удостоимся ли мы стать созидателями новой эпохи или же так и не успеем угнаться за несущимся в пропасть автобусом времени? Именно в этом вопрос нашего бытия.

Hosted by uCoz