Свет народам

Авигдор Эскин

 

Сто три года назад Теодор Герцль посетил синагогу в Базеле во дни Первого сионистского конгресса. Он не знал слов молитвы и не умел читать на языке Библии. Герцля вызвали к Торе. А затем он написал в своем дневнике, что посещение синагоги произвело на него самое сильное впечатление со всего конгресса.

В своих поздних трудах основоположник сионистского движения писал о необходимости возрождать традиции. Он верил в важность сохранения особого статуса субботы и праздников. Однако светские последователи Герцля в наши дни давно позабыли о его религиозных мечтаниях. Сегодняшний Израиль совсем не схож с тем идилличным уголком земли, который описан Герцлем в книге "Алтнойланд".

Посещающие Израиль еврейские туристы из заморских стран часто сетуют на небытность ожидаемого чувства братства в среде израильтян. Порой кажется, что сорванные голоса ближневосточных евреев живо свидетельствуют о бесконечных спорах, слывущих неотъемлемой частью нашего фольклора. Рассеченное на красно-зеленое меньшинство и отчизнолюбивое большинство общество делится еще по множеству признаков. У нас присутствуют все культурные различия между детьми Востока и европейцами. Выходцы из СССР горделиво хранят свою особь.

Прежде все расслоения склеивались воедино войнами и израильским патриотизмом, перед лицом явственно осязаемой арабской угрозы. Но как отправили Рабин с Арафатом наш поезд в "мирный путь", так и испарилась хваленая солидарность израильтян. По мере улетучивания соборности вылезли на поверхность с пущей силой все внутренние противоречия.

Дробление в стране происходит не только по принципу Запад-Восток или левые-правые. С особой остротой ощущается отчуждение между религиозными и светскими, иногда обозначаемом как растущая пропасть между евреями и израильтянами. Важнейшим тестом самоидентификации считается ответ на вопрос: вы, прежде всего, еврей или израильтянин? Религиозные всегда отдают приоритет еврейству, а светские подчеркивают израильскую особность.

Время от времени в прессе публикуются опросы среди израильтян, выявляющие их культурные пристрастия. От года к году растет процент опрашиваемых, открыто отторгающих какую-либо принадлежность к еврейскому народу. В религиозной среде замечается усиление тенденции к обособленности. Этот процесс расчленения общества пока кажется необратимым.

Недавно вышло в свет социологическое исследование профессора университета Бар-Илан Хавы Эциони-Леви "Разодранная земля". Книга содержит множество опросов и выявляет картину происходящего на основе результатов многолетнего исследования проблемы. Автор приходит к неутешительному выводу: "Пропасть разверзлась между религиозными и светскими. У нас на глазах образуются две различные культуры, отворачивающихся одна от другой. Стена между ними растет и крепнет изо дня в день. Общий для них знаменатель уходит в небытие".

Яркой иллюстрацией вышесказанному может послужить реклама на светской радиостанции "решет-бейт": "Будь эгоистом". Искатели зловещего заговора развращающих страну левых СМИ узреют в "слогане" попытку навязать людям гедонистическое и бездуховное мировоззрение. Однако более правильным было бы признание готовности светской публики Израиля любовно воспринять такой рекламный призыв в силу его соответствия ее подлинным чаяниям. Изобретатели "эгоистического лозунга" просто заранее просчитали, что радиослушатели будут восприимчивы именно к такому обращению к ним. Они эгоисты и хотят гордиться этим, а через это чувство себялюбия и товар лучше пойдет. Простой расчет.

Религиозные же гордятся соборностью. Им сродни русская пословица: "Фараон гордился – в море утопился". Отсюда вовсе не следует, что все носящие ермолку одолели свое корыстное начало, но в их кругу оно представляется срамным и порочным. Верующим и в голову не пришло бы превращать эгоизм в воспеваемую нравственную норму.

Выходит, что кажущееся нормальным и желанным свойством в глазах одних предстает первородным изъяном в сознании других. Иная культура, иные нравы и иные ценности.

Изобилие конкретных примеров подтвердит правоту профессора Эциони-Леви, которую охватил страх за будущее. Она приводит случаи избиения верующих в светских районах и появления свастик на синагогах в Бней-Браке. Особо запала мне в душу история нападения в Рамат-Авиве на религиозную женщину с маленьким ребенком. "Вы уже здесь?!" – обратился к ней прохожий с серьгой в ухе и плюнул в ребенка.

С другой стороны, совсем недавно мы видели, с какой радостью восприняли верующие крепкие слова раввина Овадии Йосефа в адрес владыки светских и красно-зеленых, министра просвещения Йоси Сарида. Это была не обычная словесная атака. Духовный лидер религиозных сефардов проклял Сарида в самой яростной форме: "Йоси Сарид – это Аман, будь проклят он и будь имя стерто!" Эти слова вполне отражают мысли о министре просвещения и его единомышленниках множества религиозных. После подобных эпитетов диалог и сближение едва ли представляются возможными.

Хава Эциони-Леви попыталась измерить уровень еврейского самосознания среди различных групп израильтян. Разрыв между светскими и религиозными был устрашающе велик. Однако более всего исследователя ужаснула тенденция полного отторжения еврейства среди светских. Отцы располагают в семь раз большими признаками национальной самоидентификации, нежели их дети. Иными словами, в светской среде еврейские знания и еврейская чувствительность умаляются в семь раз от поколения к поколению. Это уже не кризис культурного и религиозного самоопределения, а тяготение к полной утере самосущности.

В стане верующих наблюдаем усиление тенденции к обособленности и к самоустранности от светского государства и светского общества. Они совсем иначе одеваются, чем их неверующие собраться, иначе изъясняются, иначе смотрят на мир. На общеизраильское и общееврейское в данной ситуации и вовсе места не остается.

Раньше полагали, что пропасть возникла вследствие нежелания части верующих служить в армии. Иными словами, тянули бы все религиозные лямку вместе с "безъермолочными" собратьями, то и пропасти бы не было. Проблема эта не сходит с повестки дня по сей день. Однако за последние годы религиозные догнали и перегнали других в готовности служить в элитных боевых частях. Кишевшие некогда кибуцниками подразделения впитали сегодня носителей вязаных ермолок. Только разрыв и раздрай не сократились даже на мизерную толику. Религиозные с боевым духом столь же чужды любителям слогана "будь эгоистом", сколь неприязненны им засевшие в ешиботах парни в черных костюмах. Уже слышны призывы военных политруков ограничить доступ религиозным к элитным подразделениям. Это лишний раз доказывает, что проблема глубока и сущностна, поэтому через армейскую уравниловку решить ее не дано.

Казалось бы, стремление к примирению с арабами должно было привести к тенденции сближения и умиротворения в самом еврейском стане. Раз с врагами христосоваться начали, то почему бы ближних не возлюбить с новой силой.

У нас же все наоборот. Профессор Эциони-Леви пишет: "Если на границах воцарится мир, то это не улучшит положения, а наоборот. Та энергия, которая тратилась на войну за выживание, будет обращена против своих. Противостояние усилится. Может настать еще такой день, когда мы окажемся и без демократии и без иудаизма. Два народа – и гражданская война". Двумя народами называет религиозных евреев и светских израильтян.

Черно-белая картина может показаться неполной, ведь в стране живет множество "традиционных" людей, не примыкающих полностью ни к одной из двух групп. Только опыт учит, что не умеренный центр, а убежденные в правоте своего дела яркие и пассионарные течения вершат историю.

Особое место следовало бы уделить вниманию изучения настроений в среде выходцев из СССР. На первый взгляд, их подавляющее большинство вписывается в светский лагерь. Более того, религиозные партии и религиозные деятели вызывают в бывших соотечественниках глубокую неприязнь.

Но это лежит на самой поверхности, а сущностное определение самоидентификации новых репатриантов потребует более глубинного изучения. Будучи светскими людьми по образу жизни, они обычно считают себя, прежде всего евреями и лишь в малой степени израильтянами. Это роднит их с религиозными. Выходцы из СССР разнятся со светскими израильтянами в своем отношении к "мирному процессу". Подобно религиозным, в своем подавляющем большинстве они тяготеют вправо. Отсюда и общая картина: относясь к религиозным недоброжелательно и опасливо в целом, наши соотечественники прекрасно уживаются и взаимодействуют с конкретными верующими людьми. Поэтому русскоязычные израильтяне будут пока загадкой для обеих противостоящих и отчуждающихся сторон.

Как и все ее собратья по университету, Хава Эциони-Леви призывает к конструктивному диалогу. Пусть светские подчеркивают гуманизм и человеколюбие, а верующие декларируют верность ценности людской жизни. Не надо принуждать, не надо наставлять. Будем слушать друг друга и выискивать общее, пока не поздно. Дежурный призыв к компромиссу и терпимости.

Только каждый из нас знает нутром своим, что добра не видать от университетского благомыслия. Сущностные проблемы не устраняются за столом переговоров, особенно когда говорить сторонам не о чем. Более того, все факты последних десятилетий говорят о неприлагаемости компромиссов к решению поднятой проблемы.

Мы видели, как за последние двадцать лет религиозные переросли из меньшинства в большинство в Иерусалиме. Сам город, при этом, обрел куда более светский вид. В некоторых районах работают кинотеатры и кафе. Уменьшилось ли от увеличения внешних признаков терпимости взаимное отчуждение? Пожалуй, напротив.

Умеренные религиозные неустанно ведут конструктивный диалог в духе терпимости и компромисса. Однако не в их стан приходят светские искатели веры. Подавляющее большинство пекулярных израильтян, пришедших к религии за последние четверть века, отдали предпочтение черным одеждам. Динамика событий перечеркивает логику надеющихся на взаимные уступки в данных условиях.

Очевидно, что только появление новой третьей силы может потянуть за собой противоборствующих и отчуждающихся. Таким решением могла бы быть война, заново спаивающая и единящая. Этот выход из положения может быть неизбежным, исходя из происходящего ныне вокруг. Только уповать на одну войну было бы легковесным поиском быстрого решения основополагающей проблемы нашего соборного бытия. Встанем сегодня на стезю борьбы за выживание Израиля, то отодвинем на время войну за определение нашего национального облика.

Мне возразят, что сегодня уже и биться за жизнь люди не будут, докуда не обретут духовных сил. Подверженный продолжительной энтропии народ не выйдет первым на поле брани. Эти мысли заводят нас в еще более глубокий тупик.

Есть непреложное талмудическое правило, учащее выходу из тупиковых ситуаций: "Две посылки остаются опровергающими друг друга, пока третья посылка не разрешит противоречия между ними". Эта третья сила должна быть, непременно, указанием на путь духовного пробуждения.

Перебирая много лет в своем мозговом компьютере возможные альтернативы существующим векторам, я не смог найти иного пути единения и возрождения, нежели пробуждения пророческого духа через каббалистические учения Ари, Виленского гаона и рава Ашлага. Их видение наших дней настолько совпадает с нуждами ныне живущих и ищущих, что остается лишь дивиться, почему мы до сих пор не ринулись к этому бесценному кладезю, переданному для претворения в жизнь именно нам исполинами духа? Что должно еще случиться с нами, пока осознаем необходимость избавления от пут бездуховности и мелкого корыстолюбия?

Только проявление в нашей среде этой третьей силы каббалистического подвижничества выведет нас из тупика и приведет к искомому единению. Тогда и сила в чреслах и пассионарность в сердце. А если и война еще понадобится для выживания, то будет она короткой и победоносной.

Еще в книге Второзакония говорит Творец Моисею, что дал выбор между "жизнью и добром – смертью и злом". Этот экзистенциальный выбор сопровождает нас на протяжении всей истории. Только выбор жизни и добра выводит из тупика, а для нас это учение Ари, Виленского гаона и рава Ашлага.

Выстроение обновляющей схемы духовного пробуждения отвечает потребности в нахождении источника жизненности народа в целом во времена внутренней энтропии, ведущей к разобщенности. Однако этот процесс должен найти конкретное отображение в политической и общественной жизни в виде единящего неосионизма. Ощущение соборности начинается с постижения общих духовных корней, но оно бестелесно без осязаемых проявлений во всех сферах человеческого бытия.

В своей статье полувековой давности "Изгнание и избавление" рабби Иегуда Ашлаг указывает уже тогда, что религиозные и светские израильтяне прочно окопались в собственных представлениях о мироустройстве. Со свойственной евреям жестоковыйности стороны не готовы прислушиваться одна к другой. И тут возникает решение в виде открытия религиозными тех пластов духовности в системе веры, которые могут увлечь и объединить всех. Вместо видимых признаков одеревенелости – новая концепция духовного возрождения.

Нахождение в состоянии продолжительной безыдейности настолько не соответствует внутренним свойствам, накопленным евреями на протяжении веков, что нынешний период застоя должен будет неизбежно привести к сущностному обновлению всех устоев нашего бытия. Назревающая духовная революция, опирающаяся на устои религии и традиции, должна будет стать всеохватывающим движением, отвечающим чаяниям как религиозных израильтян, так и чуждых традиции. Это не уступки одной стороны и не капитуляция другой, а нахождение идеи-надстройки над существующими формами, которая позволит держать путь дальше.

Оттиском концепции духовного прорыва будет обретение ответов на животрепещущие вопросы целостности государства и мира с соседями. Именно внутренняя раздробленность не позволяет сегодня нам победить силы внутренней энтропии, лишающие нас необходимой энергетики для выживания в условиях ближневосточного мусульманского окружения.

Таким образом, это будет новым витком сионизма, если рассматривать грядущее духовное пробуждение с точки зрения исторической миссии народа. Однако, если первая стадия возвращения на Землю Израиля и созидания носила характер борьбы за выживание и доминантой был инстинкт самосохранения после Катастрофы, то предлагаемый путь духовного возрождения будет исполнением миссии "света народам" в ее подлинном и исконном значении. Не прибежище и не национальный очаг после Катастрофы, а творчество и созидание заряженного пророческим духом народа Израиля. В этом весь смысл существования на земле еврейского народа. Поэтому пришло время бросить все силы на разработку методики, позволяющей внедрить в жизнь учение пророков и каббалистов, включая все исторические, социологические и философские аспекты их открытий. Теория выживания в сочетании с идеей возрождения библейских традиций в современном духовном преломлении – это и есть та надежда на выход из тупика, отказ от которой приведет к круговерти отчаянья и угрозе разрушения.

Этот дух обновления вдохновлял десятки поколений евреев, произносивших каждое утро молитву: "Новым светом озари Сион, и удостоимся мы этого света". Нам предначертано стать свидетелями этого озарения, если только будем достойны его.

Hosted by uCoz