РУССКО-ЕВРЕЙСКИЙ СИМБИОЗ НАШИХ ДНЕЙ.
Авигдор Эскин

Вскоре после ухода с поста начальника Генштаба
Израиля в 1983 году Рефаэль Эйтан дал интервью
израильскому радио и рассказал о своих музыкальных
вкусах. "Больше всего я люблю слушать марши Ансамбля
Красной Армии", - поделился со слушателями герой всех
войн Израиля. "Я старался внедрить в нашу армию боевой
дух русских. Это всегда помогало в бою".
После ухода со службы Эйтан создал движение за
возрождение сионизма Цомет, сумевшее получить на
выборах 1991 года восемь мандатов в Кнессете.
Отставной генерал был убежденным противником любых
уступок арабам, ратовал за отказ от американской
помощи и боролся против внедрения в израильское
общество мондиалистской культуры. В этой связи
интересно происхождение Эйтана. Его родители, Орловы -
русские люди, приехавшие на Святую землю в начале
века. Ни они сами и ни их сын никогда не принимали
иудаизма и считали себя русскими. Это не помешало
Эйтану чувствовать себя израильтянином, бороться за
возрождение сионизма и дослужиться до самого высокого
поста в Армии Обороны Израиля.
Русско-еврейский симбиоз пронизывает всю историю
сионистского движения и государства Израиль. Созданное
в конце девятнадцатого века сионистское движение
возглавлялось на первых порах либеральными
националистами из Германии. К этой категории можно
отнести Герцля, Вольфсона и Нордау. Они были
носителями европейского духа, оторванные от еврейских
корней. Их приход в сионистское движение был реакцией
на процесс Дрейфуса и прочие проявления антисемитизма
в Европе того времени. "Раз в Европе нас не хотят, нам
нужно создать собственное государство", - так мыслили
они.
С начала двадцатого века в сионистском движении
все больше запахло русским духом. Подавляющее
большинство переселенцев в тогдашнюю Палестину были
евреи Российской империи, быстро захватившие ведущие
позиции в управлении сионистской организацией.
Следует отметить, что уже в начале девятнадцатого
века среди евреев началось движение за возвращение на
Землю Израиля и возрождение там своего государства.
Все предтечи сионизма были религиозными подвижниками с
мессианским уклоном. Они ратовали за соборное
существование в рамках идеи претворения в жизнь слов
пророков об избавлении в конце дней. Первопроходцами
были ученики легендарного Виленского гаона. За ними
последовали группы русских хасидов, начиная с рабби
Менахема-Менделя из Витебска. К концу девятнадцатого
века, еще до становления сионистского движения, на
Земле Израиля существовали крупные религиозные центры
в Иерусалиме, Хевроне и Цфате. Десятки
сельскохозяйственных коммун стали предтечами киббуцов.
Были заложены основы будущих городов Петах-Тиквы,
Ришон ЛеЦийона, Реховота. Все это сделали уроженцы
Российской империи.
В начале двадцатых годов русский фактор стал
доминирующим в сионистском движении, которое
поделилось на светское большинство и религиозное
меньшинство. Последние базировали свое мировоззрение
исключительно на традиционных иудейских источниках и
не проявляли интереса к великим революционным
вершениям начала двадцатого века. Их соратники,
отстранившиеся от обрядоверности, четко разделились на
красных и белых .
Социалистическое крыло сионистского движения
возглавил будущий первый премьер-министр Израиля Давид
Бен-Гурион. Он приветствовал идеи большевиков и
Октябрьскую революцию. Позже Бен-Гурион с
последователями заняли нейтральную позицию по
отношению к СССР, которая со временем перерастет в
неприятие сталинского режима. (Среди сионистов-
социалистов продолжало отстаивать просоветскую линию
вплоть до 1956 года движение Ха-Шомер Ха-Цаир - МАПАМ,
составлявшее оппозицию Бен-Гуриону внутри
социалистического крыла движения.)
Белых возглавил выдающийся литератор и оратор из
Одессы Владимир Евгеньевич Жаботинский. Противник
большевизма и националист, он пользовался
фантастичекой популярностью среди евреев Восточной
Европы, но проиграл расчетливому и властолюбивому Бен-
Гуриону в борьбе за главенство в сионистском движении.
В тридцатые годы в самой оккупированной британцами
Палестине огромным авторитетом располагал соратник
Жаботинского Аба Ахимеир - интеллектуал и обожатель
русской культуры. Он возглавлял самое жесткое и
радикальное крыло белых еврейских пассионариев, ратуя
за изгнание англичан со Святой Земли, но те сумели
заглушить его голос, возведя на него навет. Ахимеира
оправдали в суде по обвинению в соучастии в убийстве
видного социалиста Арлозорова, но боевой дух к нему не
вернулся. С конца тридцатых годов он ограничился
публицистической деятельностью и еженедельными
встречами любителей русской культуры.
К концу тридцатых годов сионистское движение было
преимущественно ориентировано на красных и белых
пассионариев русской ориентации, но уже тогда было
заметно влияние Хаима Вейцмана, сделавшего всецело
ставку на англичан. Он будет из года в год склонять
свих коллег к послушной политике по отношению к
интересам морской державы. Вейцман был в меньшинстве,
но влияние его было подкреплено связями с английской
верхушкой и с крупными бизнесменами империи.
Тридцатые годы были отмечены антиеврейской
политикой Британии, ограничившей до самого минимума
въезд в Палестину еврейских иммигрантов. Сотни тысяч,
а то и более, могли тогда найти пристанище на Земле
Израиля и избежать истребления в газовых камерах, если
бы не выпущенная англичанами "Белая книга". Вопреки
декларации Бальфура от 1917 года и решению Лиги наций
от 1922 года англичане решили предотвратить создание
независимого еврейского государства. Имперские
интересы склонили их на сторону арабов, объявивших
войну еврейскому движению за возвращение на Родину
предков.
В середине тридцатых годов "белые сионисты"
создают две военизированных группировки для
противостояния арабским погромам и изгнания британских
оккупантов. Идеолог ЭЦЕЛя Владимир Жаботинский был
объявлен англичанами преступником и вплоть до своей
смерти в 1940 году не мог въехать в Палестину на
радость своим оппонентам социалистам. Из недр ЭЦЕЛя
вышло боевое движение ЛЕХИ, в рядах которого "белые" в
лице Исразля Эльдада и его группы уживались
с "красными" в лице Натана Елин-Мора и будущего
премьера Израиля Ицхака Шамира. Во главе ЛЕХИ первые
годы стоял легендарный Авраам Штерн - религиозный и
белый одновременно, писавший стихи на русском языке до
конца своих дней. Он был схвачен и убит англичанами в
1940 году. Его последователи боролись против
британской оккупации бескомпромиссно и не покладали
оружия даже во дни Второй мировой войны.
Победа СССР против Германии усилила
позиции "красных" в сионистском движении. Поставки
оружия странами коммунистического блока осуществлялись
не только основным боевым отрядам еврейских поселенцев
(Хагана Бен-Гуриона и ПАЛЬМАХ), но и воинственной
ЛЕХИ, не чуравшейся расправой с оккупантами
партизанскими методами. Так получилось, что Израиль
был создан вопреки усилиям англичан и без поддержки со
стороны США (Америка наложила эмбарго на поставки
оружия в Палестину), но при активном участии СССР.
Однако медовый месяц в отношениях сионистов со
странами коммунистического блока длился недолго.
Начиная с 1948 года Сталин вводит политику
официального антисемитизма и уничтожает все очаги
еврейской культуры. Планируется высылка всех евреев в
Биробиджан сразу по завершению "процесса врачей".
Эмиграция в Израиль не допускается.
Следствием этой политики подавления евреев СССР
становится и охлаждение в отношениях с Израилем, не
оставшимся безразличным к происходящему террору в СССР
на декларативном и дипломатическом уровне. Именно
тогда принимает Бен-Гурион решение не делать более
ставку на отношения с коммунистическими странами, а
искать союзников на Западе. Америка сохраняла долгое
время враждебный нейтралитет по отношению к Израилю.
Главным союзником, начиная с пятидесятых годов и
вплоть до Шестидневной войны 1967 года, была Франция.
Именно Франция помогла Израилю стать одной из первых
ядерных держав мира.
После победы Насера в Египте Москва ставит всецело
на отношения с арабами. Дипломатические отношения с
Израилем продолжаются, но и только. Нацистский
выкормыш Насер награждается в Москве золотой звездой.
СССР начинает свою политику "братской помощи",
обернувшуюся в выброшенные десятки миллиардов и
увенчавшуюся высылкой советских советников из Египта в
1973 году.
Активное участие США в ближневосточных делах
началось после Шестидневной войны, когда СССР порвал
дипломатические отношения с Израилем и усилил
поддержку арабских режимов и палестинских террористов.
В ответ Израиль начал укреплять стратегическое
партнерство с США, продолжающееся по сей день.
Дополнительным фактором, повлиявшим на сближение
Иерусалима с Вашингтоном, была кампания за свободу
выезда советских евреев в Израиль. Кремль ответил на
пробуждение традиционалистского и национального духа в
среде советских евреев преследованиями, что сделало их
заложниками США и политики детанта между двумя
сверхдержавами в начале семидесятых.
Все попытки Израиля восстановить диалог и
дипломатические отношения с Москвой закончились
провалом. Противостояние СССР и США стало
главенствующим фактором ближневосточного сплетения
противоречий. Израиль стал самым надежным партнером
США, опережая по "проамериканскости" голосования в ООН
всех остальных партнеров Вашингтона.
Но с конца восьмидесятых напряженность между
Москвой и Иерусалимом перерастает во взаимно
благожелательные отношения. Однако Израиль остается в
сфере влияния США, а Россия даже не претендует на деле
на серьезную роль на Ближнем Востоке. Так отношения
между Израилем и Россией продолжают носить
двойственный характер. Понимание и симпатия к Израилю
резко возросли на фоне событий в Чечне, но охлаждение
отношений между Россией и США может привести и к
ухудшению климата между Москвой и Иерусалимом.
Схожесть интересов во многих сферах не меняет пока
главенствующего фактора стратегического союза Израиля
с Америкой, во многом пагубного для еврейского
государства в его борьбе за выживание.
В России знают и ценят тот факт, что израильтяне
первыми оказали действенную помощь Караджичу в
Югославии, опередив в этом даже русских. Естественная
еврейская солидарность с сербами заметна на всех
этапах конфликта на Балканах. На стороне сербов
воевало даже несколько добровольцев из Израиля -
выходцев из СССР. Важно отметить и тот факт, что даже
официальный Иерусалим отказался осудить Россию за
военные действия против чеченских бандитов, вопреки
позиции США и всех других стран Запада. (В этой связи
понятно разочарование многих израильтян
пропалестинской позицией российского МИДа, узревшего
даже в ничтожных по чеченским масштабам попыткам
Израиля защищаться от разбушевавшегося арабского
террора, спровоцированного наученными ЦРУ и
вооруженными Рабиным главарями Палестинской
автономии.)
Следует отметить, что уже более десяти лет евреи
России пользуются полными правами, и от
государственного антисемитизма и след простыл.
Интересно, что последние события на Ближнем Востоке,
пробудившие неслыханную волну антисемитизма на Западе -
самую мощную со времен Второй мировой войны, не
привели ни к одному антиеврейскому выступлению в
России. Слишком уж очевидна схожесть боевиков Басаева
с бунтующими палестинскими апостолами меча Магомета.
Попытка прогнозировать будущее взаимоотношений
России с Израилем во многом зависит от понимания
американского фактора. Среди пяти миллионов евреев
Израиля более двадцати процентов родились на
территории СССР и многие из них питают к России самые
теплые чувства. Американизация Израиля претит им
сущностно. Количество выходцев из США в Израиле не
достигает и стотысячной планки. Причем, большая часть
прибывших - это религиозные традиционалисты, ищущие на
Святой Земле прибежища от духовного порабощения "Эрев
Раву - Великому Смешению". Широкоизвестный раввин Меир
Кахане - уроженец Нью-Йорка - ставил во главу угла
полнейшее прекращение зависимости Израиля от США и
отторжение американской культуры, в которой он видел
главного врага - разрушающего нацию изнутри.
Американское проникновение в Израиль осуществлялось
постепенно. Чтобы понять израильский менталитет в
прошлом, стоит задуматься о значении отказа в выдаче
въездных виз группе "Битлз" в 1964 году. В стране
царил пассионарный дух красных и белых сионистов.
Половину населения составили традиционалисты из
арабских стран. Американская культура и американский
образ жизни были чужды Израилю напрочь вплоть до
начала семидесятых.
Стратегическое партнерство с США не ограничилось
военным и политическим сотрудничеством. В страну
сионизма и традиционализма начали завозить
американскую культуру. Вместо русского и французского
вторым языком становился английский с американским
акцентом.
Американцы хорошо умеют превращать свою
экономическую помощь в способ духовного порабощения
стран. Постепенно израильтяне начали думать по-
американски. Можно сказать, что почти вся правящая
верхушка страны вкупе с прессой, судебной системой и
университетской элитой превратились приамериканенных
либералов. Отсюда и странная политика уступок арабам,
продолжающаяся уже много лет. Основным доводом
израильских землепродавцев была и остается угроза
разрыва с Америкой в случае неуступчивости.
Последний десяток лет израильские либералы
проповедуют идею "постсионизма" - адаптировнный
вариант нового мирового порядка и "конца идеологии" -
made in USA. Подвижничество первых поселенцев либералы
хоронят вместе с прошлым. Пораженчество внедряется под
лозунгом "нет военного решения конфликту". Поразившие
весь мир военные успехи Израиля объявляются уделом
прошлого, а мир в его американской интерпретации -
окном в будущее. Это уже привело к ослаблению Израиля
изнутри, которое можно сравнить разве что с энтропией
общества белых в ЮАР в восьмидесятых. Американизация
против сионизма. В этом суть борьбы за будущее
еврейского государства.
Однако процесс подчинения национальной воли
американским интересам встречает последнее время все
более решительный отпор. Еврейские жители Иудеи,
Самарии и сектора Газы, которым грозит насильственная
депортация в случае продолжения "мирного процесса" под
эгидой Вашингтона, все более громогласно заявляют о
своих правах. Это своеобразное еврейское казачество
состоит преимущественно из традиционалистов,
презирающих американский образ жизни и мысли. Для
них "новый мировой порядок" - это не просто обтекаемый
лозунг, а прямая угроза продолжения жизни в своих
домах и селах. Сегодня их поддерживает большая часть
народа.
За последние десять лет образовалась зияющая
пропасть между либеральной приамериканенной верхушкой
общества и самим народом. Все кандидаты от крупных
партий обещают своим согражданам перед выборами
жесткую и независимую политику в духе традиционного
сионизма. Кандидат от Ликуда Нетаньягу просто обещал
отказаться от подачек Вашингтона. Но проходит пару
месяцев после избрания, и удав на шее в виде
необходимости продолжать "процесс" вынуждает идти на
поводу у США. По сути, лидеры Израиля боятся
американских экономических санкций и ошибочно
полагают, что народ скорее стерпит унижение и отказ от
сионистских идеалов заселения страны, нежели
согласится снизить свой уровень жизни.
Можно смело говорить о пропасти и непонимании
власти народа, опираясь на факты последних лет.
Революционные шаги Ицхака Рабина навстречу
американизации региона посредством уступок
бандформированиям Арафата привели к смертоносному
покушению на него и к поражению на выборах 1996 года
его соратника Шимона Переса. Продолживший линию
предшественников лидер Ликуда Нетаньягу был вынужден
пойти на досрочные выборы после соглашения в Уай
Плантейшн об очередных уступках. Правые фракции лишили
его большинства в Кнессете и еще раз
доказали "непроходимость" политики уступок глобализму.
Схожая судьба уже постигла и победившего Нетаньягу
Эхуда Барака. Ему грозит поражение на грядущих
выборах.
Вышеперечисленные драматические коллизии
доказывают зыбкость позиций сторонников линии
Вашингтона в Израиле. Неготовность терпеть
продолжающийся процесс развала страны еще не достиг
революционной точки, но конфликт между народом и
верхами налицо. Это объясняется в немалой степени
структурой израильского общества. Более миллиона
выходцев из СССР выступают в своем большинстве против
мирного процесса под эгидой Вашингтона. Половину
еврейского населения страны составляют выходцы из
восточных стран, настроенные преимущественно
традиционалистски. Четверть еврейского населения - это
строгие традиционалисты, противящиеся мондиализму
совсем уже на нутряном уровне.
Им противостоит меньшинство светских либерально
настроенных израильтян. Но именно это меньшинство и
составляет правящую элиту. Таким образом, политика
правительства корректируется элитой, не отражающей
чаяний подавляющего большинства. Победа на выборах
правых никогда не означала сущностных перемен в
политике. Контролируемая Вашингтоном пресса и
бюрократическая элита всегда сдвигали политических
лидеров в нужную им сторону.
Перемены в Израиле близятся. Народная усталость от
ежедневного палестинского террора неизбежно
выплеснется наружу против всей правящей верхушки, если
та не осознает необходимости смены курса. Приход к
власти антиизраильски настроенной администрации Буша
неизбежно подстегнет и ускорит процесс отдаления от
Америки. Уже сегодня некоторые эксперты поговаривают о
возможности стратегического сближения между Израилем и
Россией.
21 декабря президент России Владимир Владимирович
Путин принял участие в праздновании еврейского
праздника освобождения от владычества греческой
империи, олицетворяющей в иудаизме и современный
мондиализм, во времена существования Второго Храма.
Президент сам зажег менору в еврейском центре и в
своей речи отметил близость россиянам идей Хануки.
Путин прекрасно понимал значимость своего действия.
Неслучайный выбор праздника Хануки для посещения
еврейской общины выглядел, как пожелание собравшимся
победить снова в борьбе против разрушительных
тенденций современного мондиализма. Тема перспектив
взаимоотношений России с Израилем в свете прихода к
власти в США Буша обсуждалась на встрече ведущего
израильского оппозиционного политика Биньямина
Нетаньягу с президентом России сразу после
праздничного вечера в еврейском центре. Интересна была
реакция Путина на выступление Нетаньягу, в котором
бывший премьер дал свою оценку исламистскому террору и
провел параллель между чеченскими боевиками и
палестинскими бандитами. Президент России сказал в
ответ, что хотел бы добавить многое к словам гостя, но
должность не позволяет. Этим он сказал больше, чем мог
бы выразить прямой речью.
Множащиеся признаки изменения климата между
Москвой и Иерусалимом и начало реального диалога между
русскими державниками и пассионарными сионистами пока
не принес изменений в геополитических ориентациях
обеих стран. Правительство Израиля продолжает
политику "нового Ближнего Востока" в рамках
американской концепции "Нового мирового порядка".
Подчиненность воле Вашингтона и отказ от сионизма в
пользу глобализма проходят красной нитью через все
последние решения Израиля. Разумеется, покуда верхушка
еврейского государства ищет спасения в помощи
страны "Эрев Рав - Великого Смешения", трудно
представить себе быстрое сближение с Россией Путина.
Но есть и иной аспект проблемы, который будет
иметь решающее значение. Россия до сих пор не приняла
волевого решения вернуть себе статус сверхдержавы.
Есть основания полагать, что президент Путин
намеревается встать на эту нелегкую стезю обретения
мирового величия, а следствием этого будет и иная
внешнеполитическая доктрина. Тогда и настанет время
пересмотреть роль России на Ближнем Востоке. Близится
этот час.
Близится также день, когда несоответствие между
антисионистской и проамериканской политикой
израильской верхушкой и чаяниями народа перерастет в
открытый конфликт между властью в целом и народом. В
условиях Израиля это едва ли перерастет в кровавые
беспорядки, но "бархатный переворот" там не за горами.
Верхи не смогут долго продолжать свою линию передачи
управления страной "международному сообществу" и
международному капиталу. В авангарде окажутся выходцы
из СССР, которым есть меньше, что терять с чисто
экономической точки зрения в случае санкций США против
Израиля. Вот тут и наступит момент, который может быть
использован для установления прочных уз между
обретающей мощь Россией и высокоразвитым Израилем -
ядерной державой, входящей сегодня в пятерку
сильнейших.
Поверхностный взгляд на происходящее не
остановится на множестве признаков возможности такого
развития событий, но логика восхождения России к
величию будет диктовать обретение традиционалистских
союзников в противовес мондиализму. Укрепление в
Израиле сионистских и религиозных основ может изменить
отношение к еврейскому государству множества скептиков
и недругов, как Индия и Иран, к примеру. Военный
потенциал Израиля привлекателен для любого крупного
геполитического союза. Все эти факторы могут позволить
еврейскому государству быстро найти себе новых друзей
после разрыва с Вашингтоном.
Можно подробно расписать в самых радужных тонах
наступление новой эры для Израиля и мирового еврейства
в его большинстве. Однако все это преждевременно.
Должен изойти сигнал из России, что правила игры
меняются. Выходцы из СССР в Израиле и других странах
должны почувствовать, что ставка России будут делаться
именно на них в ближайшем будущем. Это должно иметь
конкретные выражения уже сейчас, как бесплатное
российское гражданство всем, кто покинул СССР. Трудно
переоценить значимость подобного шага.
Пока первые лица будут совещаться и колебаться
сторонники евразийского проекта, провозглашенного
Александром Гельевичем Дугиным, могут приступить
незамедлительно к выстроению схемы участия Израиля в
данной стратегии изменения мирового баланса и к
созданию новой атмосферы, отторгающей приверженность
либеральным мондиалистским привязанностям прошлого.
Похоже, события развиваются так быстро, что мы
рискуем оказаться перед лицом сущностно новых схем
мироустройства неподготовленными. Поэтому необходимо
начать работать незамедлительно на поприще переоценки
русско-еврейского симбиоза. Это будет включать и
коренные перемены в статусе еврейских олигархов внутри
России. Новая конфигурация позволит им
солидаризироваться с Израилем, косвенно защищая таким
образом и российские интересы. В этом случае
ориентация на США, как это было в случае с Гусинским,
не только встретит отпор со стороны российских
державных структур, но и автоматически будет
рассматриваться Израилем как подрыв его собственных
интересов. Замкнутые в союзе между Россией и Израилем
русскоязычные евреи всего мира станут идеальным
проводником дружбы между двумя странами и народами.
Это полностью решит то, что осталось от еврейского
вопроса в России, а данный фактор видится немаловажным
в виду заметного участия российских евреев в делах
СМИ, в культуре и в политических структурах.
Предполагаемые перемены не оставят для них возможности
сохранять приверженность либеральным ценностям, когда
Россия и Израиль совместно окажутся в мировом
авангарде традиционалистской и патриотической идеи.
Нелегкий выбор встанет и перед влиятельной
еврейской общиной США. Среди этих людей, несомненно,
окажется немало адептов американского мондиализма
своим же национальным интересам наперекор. Но и тут
можно с уверенностью говорить о важнейшем
интеллектуальном и финансовом потенциале для
продвижения евразийского проекта. Напомним, что еще в
сороковые годы крупнейшие достижения СССР в
лоббировании и даже в разведке в США были связаны
именно с евреями. Сегодня сионистские и религиозные
еврейские круги Америки все более явственно ощущают
дискомфорт в связи с позицией администрации Вашингтона
по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке. Клич
из Израиля будет действенным для многих из них.
Итак, перечислив основные векторы развития русско-
еврейских отношений в свете быстротекущих перемен, мы
будем ждать с нетерпением выявления новой тенденции
мирового масштаба, когда вселенская идея великороссов
найдет союзника в лице подвижников многовековой идеи
спасения Израиля и через Израиль. Можно позавидовать
тем, кто даст этому реальный толчок. Их имена будут
вписаны в историю человечества золотыми буквами.
Hosted by uCoz